Когда уйдут Visa и Mastercard и что после этого с нами будет

Владимир Путин сегодня подписал целый ряд крайне спорных и резонансных законов, которых, впрочем, ждали от него давно.

Во-первых, это закон о реабилитации нацизма, о котором так много говорят в последнее время. Нужно было обязательно успеть с ним до девятого мая, ради чего депутаты в свои выходные голосовали за закон сразу во всех чтениях разом. Собственно, что такое реабилитация нацизма? Это отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала, их одобрение и распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны. Обычные граждане могут за такую реабилитацию получить до трёх лет тюрьмы, а с использованием служебного положения или СМИ грозит заключение на срок до пяти лет.

В общем, сказать, что Советский Союз что-то во Вторую мировую делал неверно после публикации закона в «Российской газете», будет нельзя. О подвигах ленинградского обкома, с ромовыми бабами на обед в разгар блокады, например, цитатами из Гранина говорить будет, видимо, противозаконно. Под угрозой получить три года тюрьмы.

Помимо этого закона, Владимир Путин подписал еще и закон о запрете мата в кино, литературе и в СМИ. Например, кинокартину, в которой будет мат, могут лишить разрешения на прокат, а сами ругательные слова запикивать.

И еще президент подписал закон о национальной платёжной системе. Эта та самая инициатива, которая родилась после санкций Visa и Mastercard в отношении ряда российских банков на фоне украинского кризиса. Теперь в России будут строить свою систему. Как в Китае, например. А Visa и Mastercard обяжут ежеквартально предоставлять взносы Центробанку. Visa ранее заявляла, что может уйти с российского рынка, если закон будет принят.

Новый  закон должен будет вступить в силу 1 июля этого года. Основная его часть посвящена условиям созданий российской национально платежной системы. Оценки сроков ее создания разнятся от полугода до полутора лет. Однако гораздо более серьезные последствия будет иметь та часть закона, которая касается работы иностранных систем на территории России, она начнет действовать уже меньше чем через 2 месяца.

Итак, любая иностранная платежная система, например, Visa или Mastercard, с 1 июля обязаны будут внести на специальный счет в центральном банке обеспечительный взнос. Его размер будет равен среднему обороту переводов через систему за двое суток. Обеспечительный депозит можно будет внести не сразу, а по частям – раз в квартал суммами равными четверти дневного оборота. По разным оценкам, размер этого взноса составит несколько десятков млрд рублей. Идея в том, чтобы за счет этого взноса штрафовать иностранные платежные системы в случае, если они в одностороннем порядке будут отказываться от обслуживания российских компаний и банков. Размер такого штрафа может составить до 10% от объема этого депозита.

Для примера возьмем банк «Россия». После того, как против него США ввели санкции, Visa или Mastercard отказались обслуживать его клиентов. С тех пор прошло 46 дней, и если бы закон уже действовал, то за такой шаг, Visa и Mastercard должны были бы заплатить десятки миллиардов рублей штрафа.  По сути, это полностью закрывает возможность повторения истории, как с банком «Россия» или СМП Банком братьев Ротенбергов, чьи клиенты после введения санкций в один момент лишились возможность пользоваться своими картами.

Кроме того, начиная с  1 июля 2016 года все иностранные системы должны будут проводить платежи внутри России с помощью инфраструктуры, находящейся внутри страны. Это значит, что Visa и Mastercard придется построить в России отдельные расчетные центры.

Однако больше всего смущает иностранных игроков именно обеспечительный взнос.  Ранее в Visa заявили, что его размер сравним  с годовой прибылью от работы системы в России. Сегодня же «Дождю» в российском представительстве компании заявили буквально следующее:  «Некоторые положения закона беспрецедентны и окажут очень серьезное влияние на платежный рынок России – в особенности, на держателей карт, финансовые институты и торгово-сервисные предприятия в России». При этом в компании заявили, что будут тесно работать с правительством, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Как именно его можно найти, если закон подписан президентом и в нем четко прописаны условия, не очень ясно. Ранее Mastercard также заявлял, что новый закон может повлечь серьезные проблемы для работы системы в России.

Также неопределенны и комментарии экспертов и участников банковского рынка, с которыми удалось сегодня пообщаться «Дождю». Так, например, руководитель процессингового центра банка, входящего в тридацатку крупнейших, сказал «Дождю», что в возможность сворачивания деятельности Visa и Mastercard «не хочется верить».

Другие выпуски