Казаки будут бороться с антисанитарией на глазок. Старейший и богатейший префект Москвы Зотов превращает столицу в Кубань

08/11/2013 - 21:39 (по МСК) Тихон Дзядко, Лика Кремер

Московские овощебазы будут проверять казаки. Префект Юго‑Восточного административного округа Владимир Зотов заявил, что эти рейды будут регулярными. А помимо казаков, в проверках будут участвовать районные депутаты и дружинники.

Впрочем, документы проверить такие «народные» инспекторы не смогут – по закону, это могут делать только официальные лица, прежде всего полицейские. Казаки же, по мнению Зотова, должны сражаться с антисанитарией и нарушением правил пожарной безопасности. Причем определять это участники рейдов будут в прямом смысле «на глазок».

Зачем Юго‑Восточному округу казачьи дружины – выясняла моя коллега Ульяна Малашенко.

Малашенко: Единоросс Владимир Зотов - большой поклонник всего казачьего. Сам он уроженец Кубани, имеет чин казачьего полковника. За 22 года, проведенные на посту префекта Юго‑восточного округа столицы, он создал Московский казачий кадетский корпус, организовал конкурс детского рисунка «Славься, казачество», а  в этом году в День народного единства принял участие в казачьем марше в Кузьминках. Теперь Зотов предлагает казаков и к проверке рынков привлечь. А в Юго‑восточном округе действительно есть, что проверить: там расположены как минимум четыре овощебазы и около десятка крупных рынков, включая печально известный «Садовод». Кстати, именно из‑за него совсем недавно Зотов получил выговор от мэра Собянина: во время рейда столичной полиции на территории «Садовода» задержали более тысячи мигрантов. Впрочем, таких полномочий у казачьих дружин не будет. По закону они не имеют права даже проверить документы. Так патрульным придется ограничиться визуальным осмотром рынков и овощебаз. Они будут следить за внешним видом товара и самого торгового комплекса, а также соблюдение правил техники безопасности. А если казаки заметят нелегальную торговлю, им нужно будет обратиться в полицию. Правозащитники недоумевают: зачем нужны казачьи дружины, если все то же самое может сделать любой человек? Впрочем, казаков этот аргумент, кажется, не смущает.

Игорь Сокуренко, заместитель атамана районного казачьего общества «Юго-восток»: Когда казак в форме выходит на улицу, но уже своим внешним видом призывает к порядку, поэтому мы хотим участвовать в жизни страны, оказывать содействие в том числе и правоохранительным органам. Мы хотим, чтобы улицы были чистые и преступности было меньше. Вы же смотрите телевидение, как там полицейскому голову проломили? Все-таки когда больше народу, безопаснее: и свидетели есть, которые могут пресечь правонарушение. К тому же, многие из казаков официально являются сотрудниками Московской городской дружины, то есть имеют полномочия на дружинники.

А вот у мигрантов появление казачьих дружин уже вызывает опасения.

Мухаммед Амин Маджумдер, президент Федерации мигрантов России: Префектуры и управы первые должны нести ответственность за рынки, торговые центры. Вместо ответственности они находят козла отпущения – мигрантов. У нас сильная полиция и Федеральная миграционная служба, они обладают правом проверять любое место, против полиции никто не идет воевать. Дополнительно казаки никакие не нужны. Префекты такими заявлениями только тревожат общество. Я думаю, это неправильно. Господину Зотову надо подумать, как наоборот сохранять межнациональные отношения в своем районе.

Любопытно, что в прошлый раз, когда власти боролись с рынками и даже запретили оптовую торговлю, нынешний инициатор казачьих рейдов заявлял, что иностранцев, например, с рынка в Люблино прогонять не будут, мол, все это легальные наемные рабочие, а места арендуют  граждане России. Ситуация в округе напряженная, говорит муниципальный депутат района «Печатники» Максим Мотин, и жалуется на высокий уровень коррупции.  Вряд ли казачьи дружины что‑либо исправят, считает депутат.

Максим Мотин, депутат района «Печатники»: На протяжении этих 22 лет ситуация только усугубляется, особенно в Люблино, Выхино. Есть районы, куда участковые даже не хотят идти ни за какие деньги, потому что там полное крышевание, там невозможно работать. Видимо, дружинники и казаки – последние люди, кто согласились хоть как-то попробовать где-то ходить поблизости с этими рынками. Я про казаков слышу последние полтора года, стадо модно, но на улице их не вижу. Они какие-то потешные акции делали, где-то в центре походили, и все. Они никоим образом не являются сотрудниками полиции. Мы можем привлечь охотников, рыболовов с удочками.

Кстати, стоит отметить, что, несмотря на все это, в карьерных вопросах главе Юго‑Восточного округа везет чрезвычайно. Владимир Зотов сохранил пост и после ухода Лужкова, и теперь, при Собянине, когда в отставку отправили его коллегу – префекта Южного округа. Более того, этой весной к неофициальному титулу Зотова ‑ «старейший префект Москвы» ‑ журналисты прибавили еще одно слово – богатейший. За прошлый год Зотов заработал пять с половиной миллионов рублей. По данным СМИ, ему принадлежат два особняка, земельный участок и автомобиль «Лексус».

Другие выпуски