Кандидатура Эллы Памфиловой устраивает и Кремль, и правозащитников

23/01/2014 - 21:20 (по МСК) Тихон Дзядко, Лика Кремер

Новым уполномоченным по правам человека в России может стать Элла Памфилова. Ее кандидатуру на этот пост одобрил сегодня Владимир Путин. О том, что Памфилова один из самых вероятных кандидатов стало известно совсем недавно, 18 января. 

Ее выдвижение инициировал глава СПЧ Михаил Федотов и нынешний главный правозащитник Владимир Лукин.

Правозащитники инициативу Путина единогласно одобрили. Госдума должна проголосовать за нового уполномоченного по правам человека до 20 марта. Помимо Памфиловой на этот пост претендуют: депутаты Госдумы Елена Афанасьева от ЛДПР, Светлана Савицкая из КПРФ, Павел Крашенинников и Николай Булаев из «Единой России».  О самом вероятном новом омбудсмене – Антон Желнов.

Желнов: Имя  Эллы Памфиловой в списке претендентов возникло в последний момент. Причем, официально ее кандидатуру до сегодняшнего заявления Путина никто не выдвигал. Но намеки были: Памфилову публично поддержали глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов и ее предшественник на посту уполномоченного Владимир Лукин.

Владимир Лукин, глава президентского совета по правам человека:  Я считаю, что Элла Александровна является кандидатом наиболее подготовленным. По сумме технологий, если можно так сказать. Что нужно для уполномоченного? Для него нужен опыт государственной работы, потому что он имеет дело с государственными структурами. Они должны понимать, что с ними работает человек, имеющий государственный опыт. Затем опыт парламентской работы, безусловно, потому что законодательство в нашей стране и уставы региональные – это все-таки результат парламентской работы в значительной степени, хотя и не только. И, наконец, что очень важно – правозащитная работа. 

Помимо Памфиловой обсуждались кандидатуры Павла Крашенинникова и Людмилы Швецовой, (это фракция «Единой России»),  ЛДПР выдвигали Елену Афанасьеву, а КПРФ – советского космонавта Светлану Савицкую. Возникали также имена нынешнего уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова и заместителя секретаря Общественной палаты Владислава Гриба. Совет Федерации свои предложения не озвучивал.

На сегодняшней встрече с правозащитниками Путин заявил о кандидатуре Памфиловой как о решенном вопросе и предложил выполнить все нужные процедуры, имеется в виду думское голосование. Если Памфилову поддержат, на работу она выйдет уже 18 марта. Сегодня она сообщила, что уже готова встретиться со всеми фракциями и депутатским корпусом. В правозащитной среде назначение Памфиловой расценивают как позитивный сигнал и единственное имя, которое не вызовет разногласий. 

Мара Полякова, член совета по правам человека:  Я очень горячо поддерживаю эту кандидатуру. Я долгое время сожалела, что Элла Александровна уходила из президентского совета, хотя Федотов вполне достойно заменил ее. Говорит ли это сейчас о каких-то тенденциях, сложно сказать. Я затрудняюсь, но, может быть, никакая другая кандидатура не была бы принята в правозащитном мире, потому что те кандидатуры, которые называли в качестве конкурентов, мне кажется, вряд ли были бы приняты во всем правозащитном сообществе.

Во власти Памфилова работает давно. С 2004 – 2010 гг. она возглавляла президентский совет по правам человеком, но в результате добровольно сложила полномочия, заявив, что утратила веру в результативность этой работы. Памфилова выступала за досрочное освобождение юриста ЮКОСа Светланы Бахминой, в 2009 году требовала расследовать обстоятельства смерти Сергея Магнитского, а летом прошлого года вместе с коллегами по Центру общественных процедур «Бизнес против коррупции» инициировала независимую экспертизу по ЮКОСу. Но главным препятствием в работе Памфиловой были даже не политические и резонансные дела, а отношения с бывшим замглавы администрации президента Владиславом Сурковым; в Кремле он курировал, в том числе, правозащитную деятельность. В нашем эфире ранее Памфилова, комментируя их отношения, говорила, что с  Сурковым было интересно, но 10 лет битв не давали расслабляться.

Схожее мнение выражал и Владимир Лукин, говоря о том, что Сурков контролировал все и вся, а степень независимости людей, входящих в  сферу его ответственности, была ограниченна. О нынешнем кремлевском  идеологе Вячеславе Володине Лукин говорил следующее: «с ним работается довольно комфортно». Впрочем, рассуждать на тему, станет ли  работа нового уполномоченного заметнее и эффективнее, никто из опрошенных коллег Памфиловой не стал.

С нами на прямой связи сама Элла Памфилова.

Кремер: Скажите, кто и как обсуждал с вами это возможное назначение на должность омбудсмена, и вообще, хотите ли вы этим заниматься?

Памфилова: Лиза Глинка, Людмила Михайловна Алексеева, Михаил Александрович Федотов, Владимир Петрович Лукин и другие мои коллеги, другие правозащитники. Дело в том, что все это развивалось очень стремительно, поскольку я очень глубоко впряглась в работу по распределению президентских грантов среди правозащитников, нацелена на долгосрочную работу, мы только провели первый конкурс (сейчас проанализировали, что надо сделать лучше, у меня хорошая конкурсная комиссия), и сейчас занята подведением итогов, то есть распределением этих средств, и вдруг в последние дни это свалилось неожиданно. Очень стремительно.

Дзядко: Вы говорите о тех, кто с вами это обсуждал из числа ваших коллег-правозащитников. Если говорить про власть, кто-то из представителей власти с вами связывался на этот счет?

Памфилова: Михаил Федотов, он в двух ипостасях: и советник президента, и председатель совета, и так как он работает с правозащитниками, возглавляет совет правозащитный. Предварительно об этой должности в последнее время с представителями власти не говорили.

Кремер: Судя по словам Владимира Лукина, вы как-то сомневались и не то, чтобы соглашались на это решение.

Памфилова: Вы понимаете, я серьезный человек, я не стремилась и сказать, что я спала и видела себя в какой-то новой должности – это не про меня. Тем более что я занялась очень интересным и важным, на мой взгляд, делом – по поводу грантов. Я видела свой результат, я могу отвечать за свой результат, и, конечно, я не думала об этом, но так сложилось. Они (правозащитники) были уверены, что, скорее, Владимир Петрович останется на третий срок. В принципе, мы уже настолько привыкли, что Владимир Петрович Лукин уполномоченный. У меня даже мысли не работали в этом направлении. Закрутилось все в последние дни, довольно стремительно. Сложилась так ситуация, что и сам Лукин высказался против изменения закона, и после этого такое предложение поступило ко мне.

Назначение нового омбудсмена мы обсудили с правозащитником и публицистом Ириной Ясиной.

Дзядко: Вы следите за этой коллизией вокруг поста уполномоченного по правам человека.

Ясина: Конечно, слежу. Очень интересно.

Дзядко: Как вам кажется, особенно на фоне тех кандидатур, которые звучали в середине декабря – в начале января предложение Эллы Памфиловой может сделать так, что этот пост останется влиятельным или не станет менее влиятельным, чем это было при Владимире Лукине, как считают, во всяком случае, представители правозащитного сообщества.

Ясина: Безусловно, Элла Памфилова – человек, который легко заменит Владимира Петровича Лукина. По крайней мере, никто из правозащитного сообщества не считает ее абсолютно пришлым человеком. Она плоть от плоти, кровь от крови. Элла достаточно хорошо знает государственный аппарат. При этом она достаточно эмоциональна, что очень важно, потому что она пропускает все эти беды людей через себя. Это дорогого стоит. Это не просто человек, который нажимает кнопку и ставит резолюцию. Нет. Мы приходилось работать с Эллой Александровной в Совете по правам человека при Медведеве, и надо сказать, что она задавала тон неравнодушия. Это очень редко встречается в государственном аппарате. Элла, пожалуй, единственный человек (кроме Владимира Петровича), который эту ноту эмоционального соучастия будет выдерживать.

Дзядко: А как вы себе объясняете тот факт, что Владимир Путин поддерживает кандидатуру Эллы Памфиловой. Ведь к разговору про эмоциональность, мы прекрасно знаем, и наши зрители, которые видели программу Hard Day’s Night  в этот вторник, знают, что Владимир Петрович Лукин в известной степени дипломат, а Элла Александровна (и даже по этому разговору мы услышали) действительно очень эмоциональна. И в каком-то смысле, вероятно, на эмоциях происходили эти конфликты, после которых она покинула пост главы.

Ясина: Я обращу ваше внимание на то, что она покинула свой пост при Медведеве. А с Путиным ей работалось достаточно уверенно. Мне трудно сказать, я с Путиным никогда не встречалась, и вообще, плохо себе представляю, как бы я могла это делать, но то, что Элле было более комфортно именно с Путиным, это факт.

Также по теме
    Другие выпуски