Как волгоградские борцы с терроризмом ссорились из-за женщины и сбегали из-под стражи

30/12/2013 - 22:51 (по МСК) Лика Кремер, Павел Лобков

Владимир Путин и Дмитрий Медведев  пока не сделали никаких заявлений по следам терактов в Волгограде. Зато с политической  инициативой ближе к вечеру выступил Национальный антитеррористический комитет. Все ответственность за безопасность и борьбу с терроризмом там возложили на руководителей субъектов и местных спецслужб. 

В октябре, до своего визита в Уфу, где проходил совет по межнациональным отношениям,  в журналистской среде прошел слух, что президент изменил маршрут и до Башкирии прилетит в Волгоград, где 21 октября произошел  первый теракт.

Однако тогда спонтанного визита не случилось.  По данным ДОЖДЯ, поездка в регион не запланирована и сейчас, однако не исключено, что она все-таки произойдет. Получить комментарии пресс-службы президента  сегодня не удалось, как не удалось выяснить, будет ли перезаписано новогоднее обращение. Обычно его записывают за несколько дней Нового года, однако в контексте последних событий, скорее всего, будет перезапись,  рассказал наш источник.

Помимо общих заявлений и экстренных совещаний спецслужб в Волгограде – там сейчас находятся главы ФСБ, МВД и Следственного комитета, –  политический вывод пока один: усиление безопасности в большинстве регионов плюс ответственность за антитеррористические меры. Теперь за это персонально отвечают губернаторы, главы муниципальных образований и руководство местных спецслужб. О таких мерах заявил Национальный антитеррористический комитет по поручению Путина.  Означают ли принятые поправки скорейшую отставку губернатора Волгоградской области Сергея Боженова или отставку главы УФСБ Сергея Блинова, пока неясно.

Екатерина Голод, пресс-секретарь губернатора Волгоградской области: Учитывая то количество пострадавших, которые сейчас находятся в больницах, и те оперативные решения, которые нужно сегодня принимать губернатору, я вам сказала, что у меня даже не было ни минуты времени, чтобы с ним переговорить. Тем более, я думаю, у него нет времени читать заявления, комментарии и прочее, потому что огромное количество вопросов, которое сегодня нужно решать, и это сегодня является первоочередным и самым главным. Это та работа, чем он обязан сейчас заниматься, и он этим занимается.

Губернатором Боженова назначил Дмитрий Медведев в январе 2012 г. До этого – работа мэром Астрахани и противостояние с  кандидатом в мэры от оппозиции Олегом Шеиным. Два года назад, в апреле, случился первый публичный скандал. Вместе с депутатами местной думы Боженов в пасхальные каникулы на арендованном чартере летал в итальянский город Монтекантини. Цель поездки – обмен сельскохозйственным  опытом. Схожие с тосканским  скандалы возникали и позже: особняк жены Боженова,  поездка в Германию, отдых на дорогой турбазе «Нефтяник» в Среднеахтубинском районе. Но никаких  нарушений местная прокуратура не выявила.

Кроме того, имя губернатора связывали с увеличением  надбавок  высокопоставленным  чиновникам. Но влиятельность Боженова окрепла после того, как на последних президентских выборах Волгоградская область показала отличный результат – 63% в пользу Путина.  Политолог Евгений Минченко, отмечая высокую явку в регионе, назвал тогда  Боженова «мастером организации управляемого голосования».

Но любая история с губернатором меркнет в сравнении с ситуацией в местном УФСБ. В 2010 г. местные чекисты прославили Волгоград на всю страну. Речь идет о конфликте бывшего начальника УФСБ Сергея Кокорина и руководителя отдела по борьбе с терроризмом Петром Самарским. По неофициальной версии, чекисты не поделили их общую знакомую. Несогласный с предложением уволиться Самарский в 2009 году обращался в суд, к президенту Медведеву, однако в итоге сам оказался в числе подозреваемых – за вымогательство и мошенничество. Но оба раза, когда Самарского задерживали, ему удавалось бежать. Первый раз пути из аэропорта Домодедово в Волгоград, второй раз – в ноябре прошлого года, находясь в кабинете военного следователя. Где находится бывший борец с терроризмом сейчас, неизвестно.

Сергей Канев, репортер «Новой газеты»: У меня остались источники в Волгограде, что ситуация несколько изменилась. Расценки, которые берут чекисты, стали больше. Так все осталось по-прежнему. Работы нет, агентуры нет, крышевание и бардак. Люди пришли зарабатывать деньги, надели форму ФСБ и пришли зарабатывать деньги. Какая тут борьба с терроризмом и с преступностью? У них есть отмазка, то есть ФСБ передали эту борьбу с наркодельцами. Вот чем они занимаются – параллельно с полицией ловят наркоманов. Не этим должно ФСБ заниматься.

Получить комментарий от нынышнего руководителя УФСБ Сергея Блинова сегодня не удалось. «Все к Следственному комитету»,  – сказали в пресс-службе ведомства.

Фото: Новая газета

Другие выпуски