Как не оскорбить верующего. С 1 июля вступил в силу закон о защите их чувств

Сегодня открывается гайд-парк в парке Горького в Москве – опять открывается, после реконструкции. Однако, именно с сегодняшнего дня граждане, желающие самовыразиться в гайд-парке, стали несколько ограничены в возможностях. 1 июля вступают в силу сразу два нашумевших закона: о защите чувств верующих и о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений. Тех, кто будет рассказывать детям о геях и каких-то нетрадиционных связях, могут оштрафовать на пять тысяч рублей. А если пропаганда будет в интернете – то на все 100 тысяч. Но богохульникам пришлось еще хуже – их могут и вовсе посадить в тюрьму. 

Девять месяцев принимали этот закон в России, и вот, с сегодняшнего дня у нас в стране новые правила. Весь закон – это поправки в Уголовный и Административный кодекс.

Статья 148 Уголовного кодекса теперь выглядит по-новому. Первый же пункт – неуважение к обществу и оскорбление религиозных чувств верующих. Максимальные наказания: штраф до трехсот тысяч рублей, двухлетняя зарплата или тюремный срок до одного года. Это если оскорблять религию просто на улице – например, выйти с плакатом «Бога нет».

А вот если все это делать уже в храме или в каких-то местах для богослужений, то тут уже штраф до пятисот тысяч и лишение свободы до трех лет. Это две главные статьи, в принципе, то, ради чего и принимался закон. Но на этом он не заканчивается.

Третий пункт – воспрепятствование проведению богослужений. Видимо, если кто-то нарушит молитву или крестный ход, то штраф за это будет до 300 тысяч и арест на три месяца.

И последний пункт – это уже административное, не уголовное – осквернение религиозной литературы, предметов почитания, эмблем и символики. И осквернение обязательно должно быть публичным. Здесь самый маленький штраф – 50 тысяч рублей для простых граждан и 200 – для должностных лиц.

Вот такие запреты теперь действуют в России. Причем текст закона до сих пор вызывает вызывает вопросы. И это еще в Госдуме еще вычеркнули много странных оборотов; например, «религии, составляющие неотъемлимую часть исторического наследия» – такого больше нет. Зато остались другие определения. Вот самая главная фраза: «публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан». Она, конечно же, юридически никак не определена, и ее при желании можно трактовать как угодно. В свое время даже Верховный суд говорил, что этот закон противоречит многим другим. Да еще и все основные термины – богослужения, обряды, религиозные объединения – они очень абстрактны.

Но, несмотря ни на что, все три чтения закон прошел, Совет Федерации и президент его подписали. Хотя, правда, в итоге максимальный срок даже сократили. Изначально планировали сажать на пять лет, в результате – три года. А РПЦ на днях уже выступила с заявлением: Всеволод Чаплин сказал, что три года – это очень мало. 
Другие выпуски