Банкротство Мастер-Банка: с «черным» обналом начали бороться, чтобы закрыть дыры в бюджете

20/11/2013 - 23:40 (по МСК) Татьяна Арно, Дмитрий Казнин

Отзыв лицензии у Мастер‑банка затронул не только банковскую систему страны, но и рынок черного обнала. В том, каков объем незаконного обналичивания денежных средств в России, сколько теперь будут стоить такие услуги и как все это отразится на экономике страны, разбиралась Карина Орлова.

Орлова: До потери Мастер‑банком лицензии за незаконное обналичивание банки брали 6‑7% — это при больших объемах денежных средств— и 12‑14% при объемах меньших. Но уже сегодня ставки на черный обнал начали расти, рассказали ДОЖДЮ несколько участников рынка.

Происходит повышение цен, по законам экономики, за счет снижения предложения. Но несмотря на это, рост ставок будет не сильным, а на потребителях, то есть на нас с вами, не скажется вовсе, уверен предприниматель и банкир Александр Лебедев:

Александр Лебедев, предприниматель: Количество людей, который определяют спрос на обнал, очень узкое, как и на конверт. Это чиновники-коррупционеры. Это, в принципе, все абсолютно незаконные вещи, но они на жизни обычных людей никогда не сказываются. В первую очередь, я думаю, что банк просто оказался банкротом, что оттуда просто вытащили клиентские деньги и положили в карман. Это обычная практика, она использована на двух с лишним сотнях банков за последние шесть лет после убийства Козлова. Потому что первый зампред ЦБ Козлов с этим жестко боролся. И его застрелили. А потом как-то Центральный банк стал к этому относиться снисходительно. Плюс там были какие-то правоохранительные крыши. Поэтому то, что сейчас делает ЦБ, молодцы. Я думаю, что вот эта история с Мастер-банком потому стала возможной, что из ФСБ выгнали с треском в августе двух высокопоставленных офицеров, в связи с утратой доверия. У них там служба собственной безопасности обнаружила большое количество недвижимости в Италии. Это как раз и была крыша Мастер-банка. Не буду называть фамилии, они были в одной газете. 

Кстати,Александр Лебедев еще в октябре в своем ЖЖ назвал Мастер-банк главным претендентом на отзыв лицензии, поставив кредитную организацию наряду еще с несколькими ‑ Мособлбанком и Инвесткомбанком. При этом эксперты считают, что отзыв лицензии у Мастер‑банка — это не зачистка рынка от мелких игроков, а целенаправленная политика финансовых органов, которая в скором будущем может коснуться и других кредитных организаций:

Кирилл Кабанов, глава Национального антикоррупционного комитета: МВД наносит удар не только по Мастер-банку, а по всей схеме, по дочерним банкам, которые были фактически приобретены для так называемого последующего слива. Вообще все банки напряглись, сегодня это было видно по рынку, поскольку похоже, что руководство ЦБ начало реализовывать процедуру, которая будет мешать, реально мешать выводу денег за рубеж. Основная версия заключается в следующем: дана команда ограничить возможности вывода денег за рубеж. Политическая команда. Это не связано с переделом рынка. Денег становится реально меньше, бюджет дефицитный. И если не остановить дырки, через которые утекают вот эти миллиарды, не запустить никакие схемы, то бесполезно бороться с процессом хищений. Я думаю, что общий посыл такой. 

Оценить объем рынка черного обнала затрудняются даже эксперты. Экс‑глава ЦБ Сергей Игнатьев ранее заявлял, что с 2010‑го по 2012 год тысячи взаимосвязанных фирм‑однодневок вывели из России 760 млрд рублей. При этом огромная часть сектора приходится на Дагестанские банки, многие из которых в течение последних 12‑ти месяцев лишились лицензий. Самое громкое дело касалось банка «Экспресс», лицензии потеряли также крупные дагестанские банки — Трастовый банк, Транэнергобанк и Дербент‑кредит, Анджибанк, Бизнесбанк. По информации прокуратуры Дагестана, за последние два года дагестанские банки незаконно обналичили около 136 миллиардов рублей.

Возвращаясь в Москву, к Мастер‑банку: сегодня стал известен список клиентов кредитной организации, среди них и ЦУМ, и Центр Стаса Намина, и теннисная школа Шамиля Тарпищева. Нам удалось связаться с одним из клиентов Мастер‑банка, туристической компанией.\

Екатерина Канунникова, гендиректор ГК «КВАДРА»: Мы никогда к этому отношения не имели и работали с Мастер-банком, потому что у них были очень выгодные тарифы на иквайеринг, и, как вы знаете, процессинговый центр Мастер-банка был одним из крупнейших. Мы с ними работали и никогда ни одного нарекания на этот банк не было. Мы теряем порядка 8-ми миллионов рублей. Не совсем понятно, каким образом отзыв лицензии должен коснуться нас. Ни одного слова о юридических лицах и об их счетах и суммах.  Сколько там средств было, куда они пойдут и кем были использованы, для меня оказывается большой загадкой.  

Другие выпуски