Юрий Шевчук о запрете въезда «Океана Эльзы» в Россию: «..а думать и музыку заказывать, они будут за нас»

05/03/2014 - 21:30 (по МСК) Михаил Козырев

Михаил Козырев обсуждает желание некоторых депутатов запретить въезд украинской группе в Россию.

Козырев: Давай вспомним те события «Иначе/P.S.», чтобы нам понять. Тут многие люди задают вопрос, что, может быть, действительно площадка не подготовлена? Может, кто-то не подготовился к концерту или какие-то административные сложности? Давай вспомним, как это было с «Иначе/P.S.»? Правильно понимаю, что сложности у вас начались с тех пор, как тебя начали цитировать СМИ?

Шевчук: Я понял твой вопрос, но можно заглянуть еще дальше, в Советский Союз. Именно все самое неважное, что там было в Советском Союзе, господа типа Милонова пытаются реставрировать. Помним этим черные списки в 1982,1984 году, эти статьи, когда государственные чиновники от культуры боролись с рок-музыкой, и про «ДДТ» были, и все мы были в черных списках, и «Аквариум».

Козырев: И обвинение Кости Кинчева в фашизме хорошо помню.

Шевчук: Тоже, кстати. Все это было, и все это возвращается на круги своя. Эти люди остались прежними. Может быть, люди разные, но генеральная линия партии, борьба за социалистический реализм в искусстве. Таких людей сейчас очень много появилось. И мы переживаем иногда большие проблемы. В прошлом году у нас были в Сибири проблемы. Губернаторы нескольких городов отдавали какие-то странные указания местным областным комитетам культуры. Та же ситуация с Брянском, которая была в прошлом году. Бывает время от времени, что какой-то чиновник начинает чувствовать себя полным хозяином в нашей стране и не только хозяином наших ресурсов – нефти, газа, карманов наших – но еще и мозгов. Это печальные тенденции. Я не такой большой поклонник «Океана Эльзы» как ты, наверное. Но, с другой стороны, это, конечно, лажа большая, когда музыкантов начинают пилить по каким-то политическим, гражданским представлениям этих музыкантов о мире. Печальные тенденции.

Козырев: А под каким предлогом обычно это происходило, когда у вас были сложности с концертом? Кто с вами связывался? Кто говорил?

Шевчук: Предлоги те же – «нет площадок», «нет скорой помощи на концерте», «нет пожарных», «нет охраны концерта». Куда-то все исчезают сразу. Нет того, нет сего. Нет подвеса или просто электричество вдруг закончилось в этом концертном зале, или еще что-либо. Тут уж голь на выдумки хитра. Главное, что доказать ничего нельзя. Все по телефону. Нет бумаг, ничего такого. Устроители концертов у нас очень страдали, потому что начинали продавать билеты и так далее, попадали в какие-то материальные ямы, и мы тоже. И все это вот так происходит.

Козырев: А находились какие-то смельчаки, которые, в общем, понимая, что общий вектор, флюгер повернулся не в сторону группы «ДДТ», все равно на свой страх и риск проводили концерт?

Шевчук: У нас была одна ситуация, когда нам смотрящий Екатеринбургской области, я уж не помню, как они там официально называются, закрыл нам Дворец спорта, где мы должны были давать «Иначе». Большой Дворец спорта. Они там организовали какой-то праздник, все это было шито белыми нитками. И мы перенесли концерт с устроителями, промоутерами в другой Дворец спорта, более спортивный, менее приспособленный для концерта, но директор Дворца спорта нам площадку дал. И когда его начала атаковать администрация Екатеринбурга, я ему руку пожал, сказал огромное спасибо, потому что он выдержал все эти наезды и сказал, что если они отменят наш концерт таким образом незаконным, то он просто прекратит там хоккейные матчи. «Если вы хотите 8-10 тысяч разгневанных болельщиков хоккея на улице, давайте, закрывайте». И он отстоял этот концерт. Смелый мужик. Бывали такие случаи. Они есть, потому что люди  у нас есть очень сильные, крепкие.

Козырев: Что бы ты мог ответить тем, кто в связи с ситуацией с «Океаном Эльзы» поднимают следующий аргумент. Они говорят о том, что если музыкант занимается не просто музыкой, а идет еще на какие бы то ни было политические заявления или выступает в тех местах, которые не просто являются концертом, а неким народным сбором (будь то митинг на Болотной или митинг на Евромайдане), то музыкант должен предвидеть какие бы то ни было последствия со стороны властей и быть к этому готовым.

Шевчук: Я об этом много раз и говорил, и писал. Если ты шофер, ты должен крутить баранку, если столяр – пилить деревья, если музыкант – (помнишь, как Высоцкий?) «пой, сука, пока тебя не удавили» и будь доволен концертной площадкой и не вякай. А врач должен людей лечить. Но никто не имеет права выражать свою гражданскую позицию. Никто – ни шофер, ни столяр, ни военный, ни музыкант, ни учитель, ни инженер. Мы не имеем права. Вот чего они хотят добиться. Они пытаются из всех нас сделать такие гайки и болты, людей, полезных государству, но только в этом качестве. А думать будут они за нас. И музыку они будут заказывать за нас. И песни, и гимны, и марши, и так далее. Это старая история, многим понятная. И она достаточно нелепа и трагична, когда в 21 веке такое происходит в нашей стране. Я не знаю, как насчет эстрады, но рок-музыка выросла из свободы. И это так.

Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович

Другие выпуски