Юрий Лужков: я бы поддержал просьбу Путина, только сумасшедший может считать нынешнюю власть Украины легитимной

01/03/2014 - 22:54 (по МСК) Анна Монгайт, Павел Лобков

Бывший мэр Москвы Юрий Лужков прокомментировал Анне Монгайт и Павлу Лобкову утвержденное сенатом предложение Владимира Путина о вводе войск на территорию Украины, а также дал оценку действующей украинской власти.

Лобков: На месте сенаторов вы бы как сегодня проголосовали в Совете Федерации?

Лужков: Я бы поддержал просьбу Путина, чтобы обеспечить эффективную защиту русскоязычного населения в Крыму. Я вижу исход 143 тысяч за короткое время с левого берега, переход на территорию Российской Федерации тех русскоязычных и русских граждан, которые опасаются мести, силового воздействия со стороны националистов. Националисты особенно не жалеют. Я посмотрел, какие сцены устраивались в Киеве. Они не останавливаются перед уничтожением людей.

Лобков: Значит ли это, что эта военная операция должна дойти и до Киева?

Лужков: Конечно, нет. Речь идет, я так понимаю, что необходимо просто обозначить, что Россия не останется безразличной к ситуации, которая сейчас связана с тем, что в Крым повалили националисты, которым не понравилось решение парламента Крыма, премьера Крыма о том, что он подчиняет все силовые структуры себе и обеспечивает защиту крымчан от этих националистов – фашистов, как я их называю, фашиствующих молодчиков, которые повалили в Крым. Конечно, крымчанам и крымскому правительству необходима в первую очередь моральная помощь, гуманитарная помощь, а если этот процесс будет продолжаться, нашествие национал-фашистов в Крым, то, конечно, нужны и меры силовой поддержки, поддержки русскоязычного населения, которое является основным в Крыму.

Монгайт: Вы считаете нынешнюю украинскую власть законной?

Лужков: Нет, конечно. Эта власть пришла и взяла в руки управление государством абсолютно нелегитимным путем. Никаких выборов, никаких цивилизованных процедур, которые дали бы этой власти право называться легитимной властью на Украине, проведено не было. Был государственный переворот, причем с акцентами фашизма и национализма. Конечно, только сумасшедший может признать эту власть легитимной.

Монгайт: Как вы считаете, президент Путин объявляет таким образом войну этой нелегитимной украинской власти?

Лужков: Я думаю, что это так. Здесь речь идет о мерах обозначения позиций России, о том, что она будет защищать и гуманитарными, и дипломатическими, и силовыми, если это потребуется, методами защищать русское население в Крыму и на Украине.

Лобков: Что должно стать финальным днем этой операции? Она предназначена для защиты прав и т.д. Какие условия ее прекращения? Смена правительства Украины?

Лужков: Я думаю, речь идет не о том, когда она должна прекратиться, а она еще даже не началась, а вопли уже пошли. А то, что националисты поперли в Крым, это факт. Они пытались захватить министерство внутренних дел Крыма.

Монгайт: Чего мы добиваемся? Какие доказательства нам нужны с той стороны, чтобы мы отвели наши войска?

Лужков: Доказательство одно: меры, которые принимают националисты по физическому или запугиванию, или устранению тех, кто заявил о самостоятельной позиции, о том, что они неприемлемы для легитимной власти в Украине, всех тех, кто сегодня говорит объективно о той ситуации, которая сложилась в отсутствии власти и захвате власти национал-фашистами. Если для этих людей какая-то возникает опасная ситуация, их нужно защищать.

Лобков: Знакомы ли вы с Сергеем Аксеновым, который сейчас является премьером Крыма? Считаете ли вы, что он был назначен Верховным Советом легитимно?

Лужков: Никто никаким образом не подвергает сомнению легитимность Верховного Совета, правительства и премьера Крыма. Это легитимный премьер, который принял абсолютно правильные меры, подчинив себе силовые структуры и объявив о том, что он берет на себя в отсутствии власти на Украине ответственность по защите, безопасности крымчан. Я думаю, это было сделано правильно. Если бы Янукович со своей стороны принял в Украине такие меры, такой бы жути, которую мы все наблюдаем, в Украине бы не было.

Монгайт: Какой статус должен быть у Крыма?

Лужков: Это пусть решат сами украинцы и крымчане. Они будут голосовать в конце марта по статусу Крыма. Они уже голосовали в 90-е годы о том, что они хотят быть в составе Российской Федерации. А если говорить об истории, Хрущев, передавая Крым из Российской Федерации в Украину, допустил кучу ошибок, которые противоречили конституции Советского Союза.

Монгайт: Если бы вы управляли Украиной, вы бы отпустили Крым?

Лужков: Сейчас эти домысли пустые. Крым и крымчане дожны сами определять свою судьбу. На референдуме, который будет 31 числа, они скажут, хотят ли они быть в составе России или остаться в составе Украины или ходят видеть себя в конфедеративном государстве. Это должны сказать не Лужков и никто другой, а сами крымчане. Международное сообщество проигнорировали тогда мнение крымчан о том, что они не согласны после распада СССР оставаться в Украине, абсолютно легитимную волю подавляющего большинства населения Крыма. Точно они скажут, что в том статусе, в котором их зажали предыдущие власти Украины, они быть не хотят.

Монгайт: Вас не пугают идеи пересмотра границ, который может привести в отсоединению, например, Курильских островов или Калининградской области?

Лужков: Давайте защитим русскоязычное население, окажем гуманитарную помощь. Мы будем иметь еще одну проблему – как обустроить их жизнь. Они живут в Украине, и нам нужно создать такие условия, чтобы они чувствовали себя в безопасности. Давайте мы создадим свободные условия для свободного волеизъявления крымчан. А потом уже будем делать выводы. Сегодня вопросы гуманитарной помощи и защиты стоят реальными. Их нужно властям России и Крыма решать в соответствии с тем, что обеспечивает безопасность крымчан, их возможность жить в Крыму, а не бежать в Россию.

Лобков: Вас не смущает, что жители остальной России не очень будут довольны, что за их счет – сегодня Валентина Матвиенко сказала, что будут выделены большие деньги из бюджета – за их счет будут обеспечиваться жители Крыма, другого государства?

Лужков: Я убежден, что ни один россиянин, патриот, ни слова не скажет о том, что часть его денег, часть его прибыли, зарплаты пойдет на то, чтобы помочь, поддержать своих соотечественников в Крыму.

Фото: РИА Новости/Валерий Левитин

Другие выпуски