«Я шел их защищать от самих себя». В Мосгорсуде начался допрос ОМОНовцев по «болотному делу»

04/07/2013 - 20:55 (по МСК) Павел Лобков, Лика Кремер

В Мосгорсуде подходит к концу четвертый день слушаний по существу дела о беспорядках на Болотной площади 6 мая. Вчера заседание не состоялось, потому что одного из подсудимых – Сергея Кривова – просто не привезли в суд.

Сегодня федеральная служба наказаний сработала без сбоев и все фигуранты дела оказались в зале суда. Но допрос ОНОМовцев начался лишь вечером. Что происходит сейчас, спросили у нашего обозревателя Маргариты Журавлевой.

Журавлева: Омоновца Архипова допрашивают уже примерно полтора часа. Вопросы сначала задавались со стороны обвинения, теперь его допрашивают адвокаты обвиняемых. Так долго это все происходило, потому что у адвокатов очень много ходатайств. Насколько я понимаю, не все еще заявлены. Сегодня утром Александра Духанина решила поменять адвоката. Теперь ее защищает Дмитрий Дубровин, а не адвокат Арутюнов, и попросила она еще допустить защитником Дмитрий Бортко, который работает в издании «Грани.ру», он хорошо знаком с делом. Судья со всем этим согласилась, потом еще было несколько ходатайств. Поэтому только в 16.40 начался допрос омоновца Архипова.

Что о нем можно сказать: он относится к какому-то эпизоду, касающемуся обвиняемых. Сегодня он рассказал, что на Болотной площади задержал одного человека, после получил камнем по подбородку, он обратился в скорую помощь, поэтому не может сказать что-то конкретное по поводу людей, которые являются обвиняемыми. Отвечая на вопрос адвоката Макаровой, что он думает о митингующих, он сказал, что относился к ним, как к обычным гражданам, разгонять их он не шел, а шел защищать их от самих себя. До этого он рассказал, что когда стоял в цепочке, видел, что какое-то волнение происходит в толпе, что оттуда летят камни.

Несколько раз повторил слово «беспорядки», даже несколько раз сказал «массовые беспорядки». После чего адвокаты не могли его не спросить, что он под этим подразумевает. Насколько я поняла из его слов, юридического образования у омоновца нет, поэтому он в житейском плане называет то, что случилось, массовыми беспорядками. Речь идет не про квалификацию событий.

Еще один важный момент, который мы узнали из его показаний - что он не знал о самой схеме митинга. И на вопрос, откуда он узнал про это мероприятие, он сказал, что из СМИ. Как-то тоже странно, потому что по идее команду должны были ему дать, и он должен был туда поехать.

Есть еще один сотрудник ОМОНа сегодня в зале, не знаю, приступят ли сегодня к его допросу, потому что суд вообще работает до 6 часов. Если что-то происходит, конечно, может быть какая-то задержка. Но я сомневаюсь, что послушаем кого-то еще. Второй омоновец, который сегодня в зале, это омоновец, который относится к эпизоду с Сергеем Кривовым. Видимо, тот человек, которого допрашивают сейчас, нужен для того, чтобы подтвердить или опровергнуть факт массовых беспорядков.

Другие выпуски