Из СИЗО под подписку о невыезде. Почему правозащитницу, расследовавшую гибель российских солдат, выпустили из КПЗ

20/10/2014 - 23:51 (по МСК) Тихон Дзядко

Людмилу Богатенкову, правозащитницу, которая занималась расследованием гибели российских военнослужащих, освободили из СИЗО. Ей назначили меру пресечения в виде подписки о невыезде.  Причем сделал это следователь, а такое поистине неожиданно гуманное решение он принял после того, как увидел, в каком состоянии находится Богатенкова. По словам адвоката, семидесятитрхлетняя правозащитница чувствует себе очень плохо. Обсудили эту историю с Игорем Севрюгиным, который следит за ней с самого начала.

Игорь: это началось в пятницу, 17 октября. Днем в офис комитета солдатских матерей с ордером на обыск пришли сотрудники правоохранительных органов. Они ничего не нашли. После этого Богатенкова отправилась домой,  и уже из дома ее арестовали. Она отказалась от услуг государственного адвоката. А со своим адвокатом она не успела заключить договор.

В субботу в 16.00 должен был состояться суд по избранию меры пресечения, но его перенесли, так как правозащтнице стало плохо. Ей вызвали «скорую». Уже ближе к вечеру суд все таки состоялся и, по его решению, Богатенкову этапировали в СИЗО Пятигорска, который еще известен как СИЗО «Белый Лебедь». Но там, как выяснилось только сегодня, Богатенкову не приняли. Причина все тоже состояние здоровье. Сотрудники изолятора оказались помещать правозащитницу в СИЗО из за плохого самочувствия. Они боялись, что в таком состоянии Богатенкова может не дожить до утра. Об это в частности сегодня рассказал ее адвокат Андрей Сабинин. Он заявил «Дождю», что Богатенкову отпустили, в том числе, и из-за шквального напора СМИ. По словам Сабинина, его подзащитная должна будет являться к следователю для проведения следственных действий.

Тихон: Игорь, но ведь ничего не мешало перевести Богатенкову в СИЗО того же Буденновска? Что, как ты думаешь, могло бы повлиять на следователя, что он лично поменял меру содержания под стражей?

Игорь: как сказал адвокат – это, конечно, общественный резонанс. О том, что пожилая правозащитница была арестована, писали многие СМИ. На  Change.org была создана петиция требующая «Немедленного освобождения семидесятитрехлетней Людмилы Богатенковой». Кроме того часть ее коллег активно комментировали это дело.

Тихон: но не все, ведь, встали на сторону Богатенковой?

Игорь: да, вот например, секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова изданию «Контуры» заявила, что Союз комитетов прекратил связи с Богатенковой. Кроме того, Валентина Мельникова считает недопустимой ситуацию, когда все защищают подследственного, не пытаясь разобраться в сути обвинений, выдвигаемых против него. Вот что она сказала: «Но тем противнее, когда бросаются защищать такую деятельницу, не выяснив, что она делала и в чём её обвиняют. Правило правозащитников: проверь информацию через три независимых друг от друга источника, проанализируй, а потом кидайся на защиту, не терпит нарушения».

Но, справедливости ради, стоит отметить, что число тех, кто встал на защиту Богатенковой все-таки больше. Это и член СПЧ Сергей Кривенко, правозащитная организация «Агора», которая и предоставила адвоката. Ее коллега из Санкт-Петербурга Элла Полякова, и председатель комитета солдатских матерей Саратовской области Лидия Свиридова. 

Другие выпуски