Александр Винокуров – о том, кто возглавит новый холдинг «Дождь» –Slon–«БГ», кто купит его акции на IPO, а также о решении избираться в Мосгордуму

05/06/2014 - 15:44 (по МСК) Мария Макеева

Телеканал «Дождь», издание Slon.ru и журнал «Большой город» объединятся в холдинг с единым бюджетом и выйдут на IPO на Московской бирже, заявил инвестор всех трех СМИ Александр Винокуров. Об этом 5 июня сообщает Forbes.

Макеева: Начнем со сроков. Когда все это планируется?

Винокуров: Сроки – довольно сложный вопрос на сегодня. Подготовка к IPO подразумевает большое количество серьезных  формальных процедур, связанных с образованием холдинга, реорганизаций, с юридической подготовкой холдинга. Думаю, что юристы помогут мне точно посчитать эти сроки, и в какое-то ближайшее время мы поставим точные планы. Размещение мы проведем, как только мы будем готовы, как только рынок будет готов купить наши акции.

Макеева: Как только рынок будет готов? Через пару лет?

Винокуров: Нет, мне кажется, он уже готов. Я думаю, что если бы мы это делали сейчас, мы бы смогли найти заинтересованных инвесторов. Прогнозировать состояние рынка на 4-6 месяцев вперед довольно сложно и страшно, особенно учитывая сегодняшние политические и экономические события, все, что происходит в мире, все, что происходит вокруг нашей страны, с нашей экономикой.

Макеева: То есть речь идет не о неделях, а о месяцах?

Винокуров: Да, не о неделях, а о месяцах. Скорее всего, это 4, 6, 8 месяцев.

Макеева: Отъезд с «Красного октября», который нам грозит с 20-х чисел июня, сможет ли это сказаться на капитализации? И по-прежнему ли нам это грозит?

Винокуров: Не совсем. Это больше грозит нам проблемами с операционной подготовкой контента, с выпуском программ в первую очередь. На капитализации тоже вряд ли это скажется, это скажется на дополнительных расходах, которые нам надо будет дополнительно произвести для того, чтобы построить новую, более современную студию. Именно строительство, подготовка этой студии или даже покупка помещения для студии и является важной целью проведения такого IPO.

Для чего нам нужны деньги? Деньги в первую очередь нам нужны для того, чтобы обзавестись новой студией, новым студийным комплексом, здесь уже все довольно старенькое. Хотелось бы, чтобы это выглядело: а) новее и б)современнее с точки зрения технологических процессов. И второе основное направление необходимых инвестиций – это деньги нам необходимы для того, чтобы уточнить, откорректировать нашу стратегию, нашу бизнес-модель.

О чем идет речь? До января текущего года мы планировали большую часть своих доходов зарабатывать от рекламы. Экономическая ситуация складывается так, что рекламные доходы не могут приносить стабильного дохода для нашего медиа-холдинга, да и все медиа на сегодня в большей степени ориентируются на подписку. Наверняка знаете, что наиболее передовые, наиболее интересные для инвесторов называются Netflix и не имеют никакого отношения к кабельным операторам. И делают самые популярные видео и сериалы в Америке, не только в Америке, но и у нас любят смотреть.

Макеева:Стоит ли понимать сейчас ваши слова так, что мы окончательно отказались от идеи наладить отношения с крупными операторами?

Винокуров:  Нет, ни в коем случае. Мы хотим построить нашу компанию так, чтобы она в меньшей мере зависела от работы с кабельными операторами и от работы с рекламным рынком, и в большей степени зависела напрямую от наших зрителей и читателей. Если мы сумеем это сделать, это работа с операторами и работа с рекламным рынком, сильным рекламным рынком будет дополнительным бонусом для наших потенциальных инвесторов. Мы ни в коей степени не будем отказываться от рекламы, мы очень любим рекламодателей. Но мы бы хотели построить компанию так, чтобы она не зависела от того, каков сегодня рекламный рынок, каков сегодня финансовый рынок, а зависела только от того, есть ли спрос со стороны наших читателей и зрителей, хотят ли они нас видеть в эфире или не хотят. Вот основные параметры корректировки бизнес-модели.

Макеева: Насколько я поняла по оглашенным срокам, может так статься, что переезд или необходимость в новой студии возникнет раньше, чем состоится IPO и удастся привлечь какие-то средства? Тут есть  некие противоречия, мне кажется.

Винокуров: Нет противоречий. Есть два рынка – рынок долгового капитала и рынок акционерного капитала. Если говорить о том, что деньги на переезд раньше нам нужны, чем мы можем провести IPO, то мы можем заместить этот небольшой кассовый разрыв, например, долговым финансированием. Возможно, мы это сделаем. Но самым логичным для нас было бы не строить студию к 30 или 21 июня, а остаться здесь в нашей прекрасной студии на «Красном октябре». И я не вижу экономических каких-то препятствий, чтобы остаться.

Макеева:Это две недели до срока.

Винокуров: Посмотрим. Как обычно решаются отношения с арендодателем? В принципе, арендодателю выгодно, чтобы площади не пустовали. Мы наверняка предложим  или хотим предложить некую отсрочку, чтоб мы выехали отсюда не 20 июня, а попозже, если мы точно будем понимать, куда мы переезжаем. Без точного плана и места довольно сложно вести переговоры с нашим прекрасным арендодателем.

Макеева:Объединение в холдинг, я думаю, что сейчас превратились в слух все мои коллеги, потому что мы хотели бы знать, что это такое для редакции.

Винокуров: Процедура несложная, для редакции она не значит практически ничего, она просто хлопотная, то есть длинная процедура. Ничего супер интеллектуального и умного в этом процессе нет. Для редакции она тоже не значит ничего. В каком смысле? Для редакции важна аудиторная эффективность, важно с меньшим количеством редакционных затрат делать интересные материалы для огромной аудитории. Это штука как была важна для каждого издания в отдельности, так и будет важна. Нам надо стараться тратить не очень много и делать интересные программы для большой и качественной аудитории. Эта задача была и будет.

Макеева: Какие-то изменения в плане кадрового состава это повлечет? Например, не будет ли единый главный редактор?

Винокуров: Нет. Единый главный редактор не будет. У нас, может быть, в первое время не будет единой службы продаж, потому что  на первых порах мы планируем разделять диджитал, то есть продажи интернет-рекламы и телевизионной рекламы. Может быть, не только на первых порах, но и стратегически так все и останется. Все будет зависеть, в том числе от субъективных факторов. У нас есть талантливые люди, мы будем дорожить их местом, их работой. Что может объединиться, какие-то административные вещи, но они у нас и так довольно едины, в одном месте сосредоточены.

Макеева: Возвращаясь к IPO, IPO предшествует довольно длительный срок. Как технически будет проходить эта подготовка, это роуд-шоу, как это будет выглядеть в случае с объединенной редакцией?

Винокуров:  Считайте, что оно уже началось. Я абсолютно уверен, что в какой-то обозримой перспективе иностранным инвесторам, особенно институциональным иностранным инвесторам, инвестиции в российскую экономику, особенно в такой рискованный сектор, как медиа, вряд ли будут интересны. В первую очередь мы рассчитываем на то, что нашими инвесторами станут россияне, российские компании, инвесторы частные либо институциональные. Поэтому мы патриотично выбираем только московскую биржу, никакой Лондон, Нью-Йорк, Сингапур или Гонконг нам для этого не нужны.

Поэтому роуд-шоу, наверное, будет, но он заключается в довольно стандартных процедурах. Когда мы подготовим необходимые материалы - отчетность, финансовую модель, инвестиционный или информационный меморандум - мы будем знакомить инвесторов с этими материалами и будем убеждать их, что планы, которые мы построим, реализуемы, интересны. Наша компания, может быть, будет пионером на рынке медиа, которая постарается большую часть доходов получать не от  рекламного рынка.

Макеева:Не приведет ли это к тому, что в итоге телеканал и не только, объединенную редакцию Slon, БГ, ДОЖДЬ будут контролировать крупные медиа-холдинги?

Винокуров:  Это вряд ли.

Макеева: Почему вы так уверены?

Винокуров:  Учитывая ситуацию, например, с арендой или с кабельными операторами, вы можете себе представить крупный медиа-холдинг, который … Это вряд ли.

Макеева: Если мы так никому не нужны, зачем мы выходим на IPO? А если нужны, то крупным холдингам.

Винокуров: У нас сложатся нормальные небольшие инвесторы, это, в том числе, и частные лица.

Макеева:То есть вы считаете, что Усманов, условно говоря,  ни при каких обстоятельствах не захочет в этом участвовать?

Винокуров: Не знаю. Если говорить, кого я себе представляю в качестве инвесторов, целимся мы не в олигархов и не в крупные медиа-холдинги. Если бы целились в  крупные медиа-холдинги, то не нужно проводить IPO, нужно просто пойти туда и договариваться о том, чтобы они купили долю или целиком купили наш холдинг.

Макеева: Это наши желания. Как в итоге это сложится в результате IPO?

Винокуров:  Во-первых, мы сейчас не знаем и не можем точно сказать, какая доля холдинга будет продаваться при первом размещении. Может быть, это будет не очень большая доля, которая не заинтересует медиа-холдинги. Медиа-холдинги, как правило, устроены так, что их интересует контроль, их интересует стратегическое владение, для стратегического владения не нужно вести речи об IPO. Мы хотим привлечь портфельных инвесторов. Если в качестве таких портфельных инвесторов захотят выступить действующие меди-холдинги и медиа-компании – добро пожаловать. IPO и открытое общество подразумевает равные права для всех инвесторов, кто приобретет акции в процессе этого размещения

Макеева:Я не могу не задать вам вопрос по поводу выборов в Московскую Городскую Думу, поскольку было сделано заявление о том, что вы размышляете над этим вопросом.

Винокуров: Да.

Макеева: И к каким выводам вы пришли?

Винокуров: Да, я собираюсь. Я думаю, что в ближайшую неделю окончательно станет ясно, выдвинет ли меня партия «Яблоко» в качестве одного и кандидатов или нет. Это решит конференция, которая состоится буквально на следующей неделе, не помню точную дату. Если такое решение партия «Яблоко» примет, и если мне удастся зарегистрироваться в качестве кандидата, я буду принимать участие в этих выборах. Что я планирую, на что я надеюсь, условно, придется ли мне бросить дело, которое мы затеваем с IPO, я очень рассчитываю, что работу мне бросать не придется.

Почему? Потому что была информация о том, что в ближайшее время будут внесены изменения в устав города Москвы, где часть, по-моему, половина депутатов законодательного собрания так же, как и в других региональных парламентах, будет работать на неосвобожденной основе. Например, главный врач какой-то больницы, например, 220 поликлиники, становится депутатом Мосгордумы и при этом продолжает работать в качестве врача. Если у меня такая возможность будет, я буду рад ею воспользоваться. Если нет, то в качестве руководителя холдинга будем искать какого-то профессионала либо кого-то из наших нынешних членов команды будет делать эту работу за меня.

Макеева: Наталья Синдеева, например?

Винокуров: Нет. Вряд ли Наталья Синдеева будет генеральным директором холдинга. Я могу, наверное, об этом рассказать. Наталья Синдеева продолжит работать в качестве генерального директора телеканала и будет особенно полезна именно в этом качестве. Работа в холдинге - это как работа управдомом примерно.

Макеева: Я сразу начала думать, как же мы будем освещать предвыборную кампанию Мосгордумы при таком раскладе. Это во всех смыслах будет интересная избирательная кампания в Мосгордуму.

Винокуров:  Мы про Павла Альбертовича не будем говорить и про то, что будем ему платить зарплату акциями.

Макеева: Расскажите, конечно. Я не хотела расстраивать Павла Альбертовича в прямом эфире, но коль скоро так сложилось.

Винокуров: Раз такие слухи ходят, то действительно, для Павла Альбертовича будет сделано исключение, и зарплату ему после IPO будут платить только акциями.

Фото: РИА Новости/Алексей Ничукин

Другие новости
США тайно поставили Украине ракеты дальнего радиуса действия ATACMS Вчера в 22:41 Сергей Шойгу своим приказом отстранил Тимура Иванова от должности замминистра Вчера в 22:40 Байден подписал закон о помощи Украине Вчера в 18:22 В Госдуме предложили сажать за диверсию на 35 лет Вчера в 16:27 Вагнеровца, который по возвращении с войны убил пенсионерку, приговорили к 22 годам колонии Вчера в 16:26 Суд арестовал замминистра обороны Тимура Иванова Вчера в 16:25 «Важные истории»: замминистра обороны Тимура Иванова подозревают в госизмене Вчера в 12:47 Gazeta Wyborcza: один из подозреваемых в нападении на Леонида Волкова — боец ММА и фанат футбольного клуба «Легия» Вчера в 12:46 РПЦ запретила в служении священника, который провел панихиду по Алексею Навальному Вчера в 12:46 В Смоленской области после атаки беспилотников произошли пожары на «энергетических объектах» Вчера в 12:45