Григорий Мельконьянц о четырех годах тюрьмы за карусели: честные выборы обеспечиваются не этим

28/11/2012 - 17:34 (по МСК) Мария Макеева
До четырех лет тюрьмы – за «карусели». Через год после хорошо всем запомнившихся парламентских выборов депутаты Госдумы объявили о намерении бороться с так называемыми «каруселями». Это когда в ходе голосования один и тот же гражданин подходит к избирательной урне несколько раз. И, что обидно, не просто подходит, а всякий раз опускает туда бюллетень.

 Так вот сегодня в Госдуму внесен проект закона, направленный на ужесточение ответственности за нарушения на выборах. Авторы инициативы депутаты от ЛДПР Сергей Иванов и Ярослав Нилов, а также член фракции «Справедливая Россия» Александр Агеев. Они предлагают следующее: изменить принцип формирования группы для проведения голосования вне помещения, исключить возможность составления списков избирателей в алфавитном порядке, а также начать ставить отметки в паспорте избирателя – отметки, свидетельствующие о получении бюллетеня для голосования. Последняя норма направлена непосредственно на борьбу с «каруселями». Помимо этого депутаты предлагают установить административную ответственность для членов избиркомов за нарушения в проведении голосования. В этих целях предполагается десятикратное увеличение административных штрафов, а также уголовная ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня, а также за голосование более одного раза в ходе одних и тех же выборов. В самом тексте закона предлагается ввести новую статью в УК, предусматривающую наказание за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня в виде штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Макеева: Ознакомились с предложениями депутатов? Как вам?

Григорий Мельконьянц:  Да, ознакомился. В принципе, есть интересные, я считаю, очень полезные предложения. В частности, например, формирование списков избирателей на основании адреса, а не по алфавиту. Потому что избиратель, который голосует, он подходит к члену избирательной комиссии и сможет увидеть, если в его квартире его родственники, которые еще не ходили голосовать, уже проголосовали, например. И как раз когда изменили порядок сортировки этого списка, он как раз создавал предпосылки, что люди не знали, кто голосовал, кто не голосовал. Так что это полезная норма. Увеличение ответственности, я думаю, это тоже будет серьезная острастка для тех, кто занимается фальсификациями. Однако что касается штампа в паспорте, здесь не все так однозначно. Сам по себе штамп в паспорте, если там будут указаны какие-то данные, номер участка они предлагают, дату голосования, либо просто какой-то символ – это может служить обязательным отчетным документом по контролю за избирателями со стороны работодателей, со стороны, не знаю, администрации. Так что это, скорее всего, не очень хорошая в этом отношении будет инициатива.

Я был весной этого года в Армении на парламентских выборах. Там тоже используется вот эта маркировка в паспорте на последней странице, но с исчезающими чернилами. То есть через 12 часов эти чернила должны исчезнуть. И вот у них после этих выборов возникли споры и Центральная избирательная комиссия выступила с предложением перестать использовать как раз вот эту маркировку в паспорте и маркировать пальцы специальной жидкостью несмываемой. Это вот что касается возможного контроля, если штамп в паспорте появится.

Ну и второй момент, очень важный: мы же понимаем, что «карусели» не могут сами по себе появляться. «Карусель» происходит тогда, когда члены избирательной комиссии готовы выдавать избирателям бюллетень за других избирателей. То есть избиратель ходит по участку и голосует так многократно за людей, которые не ходят на выборы.  И, соответственно, будет штамп в паспорте этот стоять, не будет штамп в паспорте стоять, если член избирательной комиссии готов выдать бюллетень любому человеку, который подаст нужный сигнал, то проконтролировать просто наблюдатели не смогут саму эту отметку.  Ведь сейчас наблюдатели очень часто находятся очень далеко от того места, где выдают бюллетени и проконтролировать эту отметку в принципе будет невозможно.

Макеева:  А может вообще не от того идут? Вот в Америке во многих штатах вообще голосуют без паспортов, то есть не обязательно предъявлять ID для того, чтобы проголосовать. В ряде штатов другая ситуация. И это такой вечный спор, надо ли обязать всех предъявлять паспорт или какой-то документ, удостоверяющий личность для голосования или нет. Демократы настаивают на том, что не надо, республиканцы на том, что надо. Мы мало того, что паспорт предъявляем, так нам это все равно не помогает, так еще и маркировать теперь. Может, просто не в этом причина?

Григорий Мельконьянц: Абсолютно с вами согласен. Конечно, не в этом причина. Причина в неконкурентности внутри избирательной комиссии и в том, что, в принципе, мы, к сожалению, большинству избирательных комиссий просто не доверяем. И тут уже штампы в паспорте, брызгать специальной жидкостью на пальцы или ставить видеокамеры – это все не помогает. Все это получается такие искусственные атрибуты, которые, в роде бы, говорят нам: вот видите, сколько разных инструментов для проверки и для того, чтобы проконтролировать честность выборов, а на самом деле, конечно, доверие обеспечивается не этим и не тем, насколько все очень открыто и прозрачно. Очень важно, чтобы, прежде всего, члены избирательной комиссии контролировали друг друга, не давали возможности голосовать избирателям за других избирателей, чтобы внутри комиссий наблюдатели имели возможность действительно проводить настоящий контроль, а не за 10 метров от выдачи бюллетеней сидеть. То есть все это в целом сама собой избирательная система должна создавать предпосылки для честных выборов. А вот эти отдельные изменения, они лишь, ну, не знаю, лакируют отдельные пункты. У нас «карусели» - давайте теперь будем маркировать. У нас вбросы – давайте теперь поставим камеры. То есть это борьба со следствием, а не с причиной.
Также по теме
    Другие выпуски