Госмонополия шантажа. Как РЖД и «Газпром» угрожают правительству

16/09/2013 - 22:02 (по МСК) Тихон Дзядко, Татьяна Арно
Сотни тысяч уволенных, десятки миллиардов рублей потерь в бюджете. Такова, по мнению государственных монополий, цена запланированной правительством заморозки тарифов.

Ранее президент Владимир Путин и правительство одобрили решение заморозить в будущем году тарифы естественных монополи на сегодняшнем уровне. При этом в последующие годы их предлагается снова повышать.

Чьи угрозы страшнее всего, и чьи наиболее реальны? В этом разбирался наш экономический обозреватель Лев Пархоменко.

Пархоменко: Самые страшные угрозы высказывает самая большая  государственная монополия. В этом своя логика есть. 280 тысяч рабочих мест недосчитается российский рынок труда в случае заморозки тарифов на газ. Об этом говорится расчетах, представленных в правительство «Газпромом». Речь в данном случае не идет о прямом сокращении штата – сегодня в газовой монополии занято около 400 тысяч человек - рабочих мест недосчитаются смежники. В «Газпроме» считают так: в случае заморозки тарифов  компания в ближайшие три года недосчитается полтриллиона рублей выручки. Из-за этого ей придется снизить инвестпрограмму еще на 400 млрд рублей. Их недополучат подрядчики «Газпрома», которые и не смогут в итоге нанять людей. Для сравнения, 280 тысяч человек - это население города Тамбов, например, или Грозный. То есть, если считать буквально, замораживаете тарифы – и Тамбов остается без работы, как бы говорят нам в «Газпроме».

Но это еще не все. Из-за сокращения инвестиций дыры будут не только в занятости, но и в бюджетах разных уровней. Это связано с тем, что смежники, например, производители труб, не получат заказов, значит, не получат прибыль, а значит, не заплатят налоги. В общей сложности не заплатят 100 млрд рублей. Опять же для сравнения, ровно столько не хватает Минфину, чтобы в будущем году начать финансирование высокоскоростной дороги Москва-Казань. То есть ее мы как бы тоже вычеркиваем вместе с Тамбовом.

Но не только этого недосчитается железнодорожное хозяйство. Вместе с газом, планируется заморозить тарифы на грузоперевозки по железной дороге. РЖД все-таки поменьше «Газпрома», видимо, поэтому и угрозы таких мер пожиже.  Всего-навсего 60 тысяч человек потеряют работу, прямо говорит нам глава РЖД Владимир Якунин. Это примерно половина подмосковного города Одинцово.  Добавим к этому еще 93 млрд потерь самой госкомпании, минус 240 млрд рублей инвестиций и (внимание!) 350 млрд рублей недополученных налогов в бюджете. Ровно столько нужно на полную модернизацию всей системы ЖКХ все того же Подмосковья.

Компания «Транснефть» тоже на всякий случай предупредила. Вообще-то, тарифы на транспортировку нефти никто трогать пока не собирался. Но в трубопроводной монополии, где на днях приняли инвестпрограмму, в конце отметили, что если тарифы заморозят, там тоже обязательно что-нибудь сократят. Правда, работников обещают не трогать.

Интересно, что совершенно иначе к планам правительства относятся энергетики. Так, например, глава «Россетей», монополии на электропроводах, Олег Бударгин сказал, что ограничение тарифов позволит максимально сосредоточиться на повышении эффективности. Генерирующие компании и вовсе молчат, они только в плюсе.

В целом же расчеты монополий выглядят слабо обоснованными. При заморозке тарифов госкомпаниям действительно придется  ужаться, но возможности  для этого есть.

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития:  Если они раскроют реальные цифры, что у них происходит с эффективностью работы, можно будет убедиться, что многие расходы у них на самом деле не производились. Не знаю насчет РЖД, но «Газпром»… Извините, не надо строить арен, не надо содержать немецкий футбольный клуб и быть там генеральным спонсором каких-то усилительных и прочих мероприятий. Должен быть профессиональный подход, а не размахивание цифрами. Это шантаж.

Но похоже, что шантажировать уже поздно. Президент решение принял, и вряд ли его отменят, хотя и могут значительно ослабить. Другой вопрос, поможет ли заморозка тарифов снижению инфляции. Ведь если да, то этот толчок для роста экономики перекроет все возможные и даже невозможные потери монополий.

Другие выпуски