Желто-синий Гонконг. Чего хотят эти люди, и чем это может кончиться

29/09/2014 - 22:51 (по МСК) Тихон Дзядко

«Гонконгская народная республика». Occupy Central или «Революция зонтиков». В центре Гонконга массовые уличные протесты и столкновения с полицией, каких там не было несколько десятилетий. 

Бывшая британская колония, переданная под юрисдикцию Китая в 1997 году, неожиданно восстала против желания материка контролировать выборы в Гонконге. Десятки тысяч протестующих, вышедших накануне на улицы и отбивавшихся от полицейских зонтиками, требуют демократических выборов в 2017 году, то есть таких выборов, в которых смогут участвовать любые кандидаты, а не только те, кто получил одобрение официального Пекина. Тему продолжила Мария Макеева, которой гонконгская история показалась из всех сегодняшних новостей наиболее интересной.

Революция ли это, пока непонятно. Но названий придумали уже несколько. Помимо упомянутых уже «Оккупай Централ» и Революция зонтиков (зонтики, кстати, не от дождя, а от солнца – в Гонконге сейчас тридцатиградусная жара), есть ещё термин, предложенный одной из гонконгских правозащитниц и университетских профессоров — мини Тяньаньмэнь. В 89 году на этой центральной пекинской площади, название которой переводится на русский язык, как «Площадь Небесного Спокойствия», произошел кровавый разгон студенческой демонстрации. В Гонконге, на первый взгляд, тоже действуют в первую очередь студенты.

Блогер Илья Варламов даже утверждает, что у гонконгского протеста есть совершенно конкретный семнадцатилетний лидер.Это, как минимум, не совсем так, и на улицы делового центра Гонконга вышли совсем не только и не столько хипстеры. Возраст нескольких десятков протестующих, арестованных за выходные, варьируется от 16 до 58 лет (то есть это совсем не хипстеры и не студенты). Пострадало и четверо полицейских: один из них получил проникающее (на четыре сантиметра) ранение зонтиком. Гонконгцы вышли на улицы ещё в пятницу, но сначала протест был мирным, а когда накануне полиция начала жёсткий разгон, это сделало протест массовым и масштабным (и в этом смысле аналогии с майданом, также часто встречающиеся в твиттере, вполне уместны).

Требования протестующих — не только честные выборы (что тоже заставляет вспомнить некоторые относительно недавние события, правда, уже не в Киеве, а в Москве), а ещё и отставка одного, совершенно конкретного чиновника, главы административного района Гонконг Си Уай Люна. При этом жители Гонконга хотели бы, чтобы преемник этого чиновника избирался демократическим путем, без пекинского фильтра. Это как у нас губернаторские выборы: вроде выборы, но кандидаты проходят через несколько фильтров, включая утверждение в Кремле, вполне официально, это предусмотрено законом, и никто по этому поводу не возмущается.

От гонконцев, вообще то, никто возмущения тоже не ожидал. Ещё лет десять назад по этому поводу на улицы никто бы не вышел, но никогда не знаешь, когда людям взбредет голову настаивать на том, чтобы самим выбирать свое будущее. Тем более, что в 97 году Великобритания вернула Гонконг Китаю на ряде условий, включая условие сохранения формулы «одна страна, две системы», которая гарантирует в Гонконге сохранение права на протесты, которого лишены жители материкового Китая.

Фото: The Independent

Другие выпуски