Главред агентства «Авиапорт»: если экономическая ситуация не исправится, авиакомпании будут все более убыточными

21/12/2014 - 17:44 (по МСК) Павел Лобков

Ни о какой приостановке полетов «Трансаэро» ни до, ни после нового года не мо%D

Лобков: Понятно, что наверняка просил и «Аэрофлот», и «Трансаэро», и, может, другие крупнейшие авиакомпании. Но эти сведения о приостановке активности быстро отвергнуты. О чем это может говорить, что на фоне кризиса разворачивается борьба с возможными, что называется, сливами?

Пантелеев: Совершенно очевидно, что есть и попытки, мягко говоря, недобросовестной информационной работы. Но доля правды в том, что мы слышим, есть. Если ситуация на российском рынке пассажирских перевозок не изменится либо за счет каких-то мер, предпринимаемых государством, либо за счет прекращения свистопляски с курсом валют, то авиакомпании с каждым месяцем будут регулировать. И, может, не «Трансаэро», но авиакомпания, которая будет в худшем финансовом положении, станет первой, кто начнет отсчет банкротов в будущем году.

Лобков: А можно я буду немножко Улюкаевым? Смотрите, авиакомпании выплатили лизинг на многие самолеты, во всяком случае, крупные авиакомпании уже летают на своих самолетах. Они в рублевой зоне находятся, если они летают по России, я имею в виду, речь ведь не идет только о заграничных полетах. Бензин, керосин свой, летчики свои, самолеты выкуплены. В чем проблема? «Зачем курс валюты? Мы в рублевой зоне. Вам комфортно», - сказал Улюкаев, сказал Путин.

Пантелеев: К сожалению, количество самолетов, которые выкуплены российскими авиакомпаниями, гораздо меньше того количества, которое летает в их парк. Фактически гораздо больше трех четвертей флота – это те самолеты, за которые приходится платить, причем платить в валюте. Кроме того, техническое обслуживание и ремонт в значительной степени остаются привязаны к курсу валют, потому что комплектующие, необходимые при ремонте, все-таки покупаются за рубежом. И даже переподготовка пилотов на ряд типов воздушных судов, а ее нужно проходить два раза в году, специальная тренажерная тренировка зачастую проходит в зарубежных обучающих центрах. Поэтом российские авиакомпании, к сожалению, по-прежнему серьезно зависят от курса национальной валюты.

Лобков: А что происходит с компанией «ЮТэйр», которая является крупнейшим чартерным перевозчиком? То есть «ЮТэйр» обеспечивает тех людей, которые пока способны полететь, скажем, на Красное море или в Таиланд, потому что это такие бюджетные маршруты, от которых люди еще не отказались. Насколько я понимаю, «Альфа-банк» ведет «ЮТэйр» к банкротству и своими исками в арбитражный суд.

Пантелеев: «Альфа-банк» не является крупнейшим кредитором авиакомпании, он всегда ведет и чрезвычайно жесткую позицию занимает относительно своих должников. Нет сомнений относительно того, что «ЮТэйр» сможет отбиться от атак «Альфа-банка». По крайней мере, это не самый большой вызов для компании. Самый большой вызов для всей авиатранспортной отрасли – это то, сколько времени продлится нынешний кризис. Нынешний курс рубля, к сожалению, заметно снижает интерес российских граждан к полетам за рубеж. Многие авиакомпании зарабатывали на том, что предоставляли свои услуги, свои борта для туристических перевозок. Сейчас этот рынок рухнул. Авиакомпании перенацелили свои мощности на внутрироссийский рынок, но он, к сожалению, подвержен очень серьезной сезонности. В России нет курортов, куда люди с удовольствием бы слетали на пляж зимой.

Лобков: Что касается стоимости бензина, мы знаем, он растет. Авиационный керосин на внутреннем рынке так же растет, как и бензин, или нет?

Пантелеев: Рублевая стоимость керосина растет очень незначительно в отдельных аэропортах. И пока говорить о серьезной проблеме для авиакомпаний не приходится. Но есть опасения, что со следующего года керосин начнет дорожать и, возможно, достаточно заметно, и именно в рублях. 

Другие выпуски