Главный экономист «Ренессанс Капитал» в России и СНГ: «ЦБ может ограничить движение капитала, только если санкции станут „иранскими“»

01/10/2014 - 12:57 (по МСК) Мария Макеева

Сообщения о  том, что  ЦБ изучает возможность введения временного ограничения на движение капитала при ускорении оттока  капитала, не  имеют под  собой оснований, заявила первый зампред Банка России Ксения Юдаева.

Сообщения о  том, что  ЦБ изучает возможность введения временного ограничения на движение капитала при ускорении оттока  капитала, не  имеют под  собой оснований, заявила первый зампред Банка России Ксения Юдаева.

Макеева: Сегодня доллар при открытии вырос на 13 копеек, до 39 рублей 72 копеек. Есть ли ощущение, что рынок поверил Центробанку, и эти сегодняшние заявления все гармонизируют, и дальше все пойдет своим чередом?

Кузьмин: Да, я надеюсь, что рынок, во-первых, поверил Центробанку, а во-вторых, рынок поверил просто здравому смыслу. На самом деле представить, что в текущей ситуации Центробанк будет рассматривать какие-то возможности введения мер по контролю за движением капитала, исключительно сложно. Я думаю, это меры из ряда фантастических гипотез на данный момент. Подобные вещи можно будет рассматривать в случае, если Россия столкнется с санкциями наподобие иранских санкций, где возникнут сложности при проведении просто транзакций с внешним миром. На данный момент до этой ситуации очень далеко. И нет сейчас ни малейших оснований по введению каких-то мер по контролю за движением капитала. Я думаю, Центробанк их никаким образом не рассматривает.

Макеева: Мнение, которое высказывается в популярной публикации на сайте Slon.Ru на этот счет: «Именно сейчас, перед 1 января 2015 года, ЦБР должен контролируемо уронить рубль, чтобы не иметь больших проблем в январе и не компрометировать новую политику таргетирования инфляции сразу большими валютными интервенциями. В результате падения рубля иностранная валюта станет дороже, и скупать ее спекулянтам будет невыгодно. Утечка капиталов из страны станет относительно более дорогой». Вот такое мнение. Прокомментируйте?

Кузьмин: Центральный банк никаким образом в настоящий момент на курс рубля не влияет. Сейчас курс достаточно близко к его верхней границе коридора, и если вдруг будет происходить дальнейшее ослабление, в дальнейшем постепенно Центральный банк его будет постепенно сглаживать, продавая определенные объемы из резервов, чтобы смягчить падение рубля. Сейчас можно говорить разве что о том, что Центральный банк будет с текущего момента препятствовать ослаблению рубля, это не было с мая этого года, но никаким образом ни Центральный банк, ни другие органы государственной власти в России не будут предпринимать никаких действий, чтобы рубль как-то ослабить.

Макеева: Какие перспективы движения курса рубля и возвышение доллара на краткосрочную перспективу, если говорить? В проекте федерального бюджета на будущий год заложен прогноз с 37 рублей 70 копеек, как вчера было объявлено в Думе.

Кузьмин: Да, это средний курс на год, заложенный в бюджет. Мы немного оптимистичны относительно рубля на будущий год, думаем, в среднем он может быть несколько крепче. Если говорить про сейчас, то рубль очень сильно отдалился от каких-то фундаментальных показателей своих. Это связано, наверное, с особенностями ситуации, которую мы имеем сейчас на внутреннем российском рынке, где есть нехватка долларов. Но это такие микрорыночные факторы, поэтому сейчас прогнозировать достаточно сложно дальнейшее движение рубля. Я думаю, что по-прежнему мы будем видеть заметную волатильность. С учетом того, что мы уже около того уровня, где Центральный банк начнет рубль поддерживать, это, наверное, в значительной степени ограничивает потенциал дальнейшего ослабления.

Макеева: Такие турбулентные ситуации выгодны тем, кто может на них сыграть? Это к вопросу о вопросе достаточно риторическом Ксении Юдаевой, откуда берутся ноги у таких новостей, как сообщение о возможности временного ограничения на трансграничное движение капитала. То есть стоит, вероятно, ожидать такого рода громкие заявления источников, как свидетельство такой активной динамики, что ли, на рынке, активной динамики игроков, желающих заработать в этой ситуации, если говорить грубо?

Кузьмин: Вряд ли, я не думаю, что такие целенаправленные заявления для манипулирования рынком, все-таки это было бы очень сложно. Может быть, это, скорее, желание сделать какую-то громкую новость, но это уже имеет такие последствия для рынка. Опять же, говоря о продвижении капитала, можно заметить, что спустя всего лишь после 3 года после их отмены в 2009 году, когда Центральный банк продал треть своих резервов, и был риск того, что он будет продавать большие объемы, Центральный банк все равно не прибегнул к такой мере, как контроль движения капитала. Соответственно, вопрос – в связи с чем использовать сейчас, когда Центральный банк не продал абсолютно ничего, начиная с мая прошлого года, и, может быть, продаст сейчас несравнимые с теми интервенциями объемы.

Фото: ИТАР ТАСС

Другие выпуски