«Главной жертвой становится все-таки зритель»

Заявление Андрея Кончаловского о «Тангейзере»
31/03/2015 - 17:56 (по МСК)

Режиссер Андрей Кончаловский в своем фейсбуке прокомментировал скандал вокруг новосибирской постановки «Тангейзера», который уже привел к митингам и отставке директора театра. Приводим текст его заявления целиком.

События, которые разворачиваются вокруг постановки оперы «Тангейзер», являются симптоматичным, знаковым явлением. Мне трудно говорить о постановке, я её не видел, но афиша спектакля, которая, по моему убеждению, должна выражать самое существенное в художественном замысле, говорит сама за себя. У меня нет возражения относительно решения Министерства Культуры о назначении новым директором Новосибирского оперного театра В. Кехмана. Кехман — уважаемый театральный менеджер и, наверное, это назначение правомерно, но меня волнуют более глубокие причины театрального скандала в Новосибирске. 

Нельзя не видеть, что назревает глубочайший разрыв между рядовым зрителем и эстетикой молодых художников, ищущих новые формы. Это происходит не только в изобразительном искусстве, но и в театре. Этот разрыв начался не сегодня, а где-то в начале прошлого века, когда выработалась формула успеха — скандал важнее художественной ценности замысла. Этот разрыв продолжает увеличиваться, а в России он принимает иногда странные, такие уродливые формы, как выставки с иконами в экскрементах или «перфоманс» с прибитыми к брусчатке Красной площади гениталиями. 

Папа Франциск в своем выступлении перед Европейским парламентом в Страсбурге очень проницательно выявил главную причину глобального кризиса Европейской цивилизации: Европа перепутала цели и средства — материальные ценности, деньги, вместо того, чтобы быть только средством, стали целью, подменив человека, но средством же стал человек. 

В искусстве, которое отражает глобальные исторические процессы, эта подмена выражается в том, что «целью» стал успех у критики, скандал, а «средством» - автор произведения, который безжалостно приносится в жертву. Вопиющее пренебрежение к замыслу автора мне видится и в афише «Тангейзера». Но главной жертвой становится все-таки зритель, который, может, в первый раз пришел послушать Вагнера и погрузиться в мир, волновавший великого композитора.

Не исключаю, что решение Минкультуры встретит яростное сопротивление художников, ратующих за свободу творчества. Им я хочу напомнить слова Андре Жида: «Когда искусство теряет свои цепи, оно становится прибежищем химер».

Андрей Кончаловский

 

Также по теме
    Другие новости
    Европарламент признал президентские выборы в России нелегитимными и призвал предоставить поддержку несогласным россиянам Сегодня в 16:37 С начала войны более 900 россиян стали фигурантами уголовных дел за антивоенную позицию Сегодня в 16:36 Школьницу из Читы, нарисовавшую граффити «Смерть режиму», приговорили к 3,5 года колонии Сегодня в 15:07 Экс-замминистра культуры приговорили к семи годам колонии по делу о махинациях с «Пушкинскими картами» Сегодня в 15:06 Вице-губернатора Самарской области обязали вернуться на войну, его досрочное увольнение признали незаконным Сегодня в 14:42 В биографии Паоло Пазолини цензурировали строки о «личных пристрастиях» режиссера Сегодня в 14:41 ФСИН предложила новую форму одежды для заключенных. Им могут разрешить пижамы и легинсы Сегодня в 14:40 «Новая газета Европа»: ЕС и США увеличили поставки товаров в «дружественные» России страны на 133 млрд долларов Сегодня в 14:39 По делу замминистра обороны Иванова арестован соучредитель компании-подрядчика Минобороны Сегодня в 14:38 Суд арестовал счета и недвижимость замминистра обороны Тимура Иванова и его родственников Сегодня в 14:37