Герман Клименко, владелец LiveInternet: не удивлюсь, если и мой сайт заблокируют, потому что процедуры уведомления просто не существует

14/03/2014 - 11:04 (по МСК) Тихон Дзядко

Владелец LiveInternet Герман Клименко рассказал Тихону Дзядко о том, что в законе не прописана централизованная процедура предъявления претензий Роскомнадзора сайтам с их предварительной блокировкой.

Дзядко: Скажите, как вы объясните логику последних событий? Накануне вечером мы узнаем, что заблокирован доступ к четырем ресурсам – блог Алексея Навального в ЖЖ, сайт Каспаров.ру, Грани.ру и Еж.ру, помимо этого к радиостанции «Эхо Москвы». По данным к этой минуте, доступ к «Граням» и к «Каспарову» уже разблокирован, у «Эха Москвы» вроде тоже уже нет проблем после того, как удалили доступ к блогу Алексея Навального. Что вообще происходит?

Клименко: Государство требует соблюдения каких-то своих правил, которые она считает нужными, тренируется, наверное. По крайней мере, то, что происходит сейчас с политически значимыми СМИ, происходит уже достаточно давно с простыми интернет-ресурсами, просто сейчас обратили внимание. Недавно «Яндекс» забанили в Хабаровске. До этого достаточно долго суды принимали решения во Владивостоке, там блоги банили. Если посмотреть на ЖЖ, это он сейчас полностью забанен, а по состоянию на год назад, как и у меня, у меня же тоже платформа блоговая, мы выглядели как ситечко. Когда какой-нибудь местный прокурор какого-нибудь города Урюпинска обнаружил на сайте призывы к самоубийству, терроризму, еще что-то и блокировал доступ местного провайдера. И мы выглядели, как дранное одеяло. При этом, так как не существовало никаких централизованных способов уведомления, да и сейчас не существует, все ресурсы превращались в такое сито частично здесь, частично там. Поэтому то, что сейчас происходит, в целом, знаете, когда плакали мы, просто было очень сложно объяснить, что происходит. Сейчас, когда задело СМИ и струны, которые очень активны, сразу всем стало понятно, что есть.

На самом деле вопрос больше заключается в том, что не существует какой-то открытой процедуры, каким образом правоохранительные органы предъявляют претензии. Кто-то подает в суд, кто-то нашел материалы, нарушающие, по мнению государства, не знаю, пропаганда терроризма, например. Так как у нас нет централизованной службы, которая собирает все это, проблема в том, что квалификация на местах правоохранительных органов очень слабая. И их попытка влезать в тонкие материи всегда превращается в какую-то комедию. Они плохо понимают, что нельзя забанить, ну, технически можно, наверное, но, допустим, «Акадо» заявляет, что у него нет технической возможности банить страничку, у него есть возможность забанить весь сайт по IP.

И вопрос  интересный, а кто действительно должен нести затраты, если государству хочется забанить. Я, по крайней мере, не готов обсуждать, государство решило, что Навального надо банить – пусть банят, в конце концов. Но когда страдает весь огромный ресурс, это не дело. Здесь политика очень плотно пересекается с экономикой, кто-то может, кто-то – нет. То есть обязаны ли провайдеры  тратить деньги на то, чтобы обеспечивать такую технологию. Здесь, на мой взгляд, все эти истории в чем-то даже полезны. Мы получаем общество, по крайней мере, которое понимает и начинает как-то противодействовать, и шумим и каким-то образом добиваемся своих целей.

Дзядко: Вам все же кажется, что та блокировка, которую мы видим со вчерашнего вечера, это, скорее, какая-то проверка, смотрят на реакцию общества, интернет-сообщества? Условно говоря, почему сайт Грани.ру , который, как говорит его гендиректор, не получал никаких предписаний от Роскомнадзора, как блокируется, так и разблокируется сам по себе?

Клименко: Я думаю, что в законе очень плохо прописано, каким образом происходит уведомление. Собственно говоря, я так же сижу, и я совершенно не удивлюсь, если в такой-то момент времени, ну у меня там тоже объем миллиона полтора блоков, я проснусь от звонка: Герман, ваш сайт заблокирован. Не очень понятна процедура, каким образом Роскомнадзор уведомляет. Один вопрос – когда тебя уведомили, а ты отказался исполнять решение Роскомнадзора. Другой вопрос – когда тебя не уведомили, ты не получил уведомления. Эта процедура не прописана, насколько я понимаю, она реализуется следующим образом: берется e-mail с домена, который у нас у регистратора существует, и туда посылается уведомление: уберите или мы вас заблокируем. Сама процедура предусматривает возможность, насколько я понимаю, уведомления, если в течение суток не убрали, то идет блокировка. Плохо то, что существует непонимание между нами, как индустрией, и государственными органами, каким образом это все должно проходить. Я пока не знаю, каким образом этого добиваться, кроме огласки этих историй публично и попытки государство убедить, что с нами нужно разговаривать.

Фото: www.facebook.com/german.klimenko

Другие выпуски