«Это тренд на изоляцию. Он потом придет в каждый дом». Депутат Гудков о том, почему у депутатов отобрали диппаспорта

28/10/2014 - 13:41 (по МСК) Павел Лобков

Паспорт на стол к концу месяца по причине обострения международной обстановки. По сообщению РБК, спикер Госдумы Сергей Нарышкин отдал распоряжение главам думских фракций собрать дипломатические паспорта у депутатов. «Специальные паспорта выдаются под конкретную поездку, а затем должны возвращаться в соответствующий отдел, однако это распоряжение не исполняется»,  – говорится в докладной записке спикера. 

«Нарушение депутатами Госдумы порядка использования дипломатических паспортов может вызвать непредсказуемые последствия», – заявил Нарышкин. До санкций на требование вернуть паспорт после поездки не обращали внимания, тем более что здание управления международного сотрудничества парламента находится на Воздвиженке, и ходить с Охотного ряда, чтобы исполнить эту формальность, было просто лень – говорит источник РБК.

Эту новость Павел Лобков обсудил с депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым.

Лобков: Дмитрий, в какой форме до вас было доведено это решение? Вы получили под роспись какую-то бумагу, как принято в такие тяжелые времена, или вам устно сообщили?

Гудков: Нет, это официальная бумага, которая была отправлена руководителями всех фракций своим депутатм.

Лобков: А что там говорится? Действительно серьезная международная обстановка, можете стать объектом провокаций? Как объясняется?

Гудков: Нет. Там говорится всего лишь о депутатской дисциплине. Я выступаю против, потому что на самом деле этот запрет к депутатской дисциплине не имеет вообще никакого отношения. Единственное, что они хотят сделать в этих условиях, это взять под контроль все поездки депутатов, все дипломатические каналы, все переговоры, все выступления. Теперь, чтобы мне поехать за рубеж с использованием дипломатического паспорта на какое-то мероприятие, где бы я мог представлять российский парламент, теперь я должен получить благословение, разрешение у спикера Государственной Думы.

Лобков: Дима, а он всегда с собой у вас?

Гудков: Да, он у меня всегда с собой. Я им пользовался за три года всего один раз.

Лобков: Не в кармане в пиджаке, нет?

Гудков: Нет, не в кармане, но недалеко, но я могу показать, я потом опубликую.

Лобков: Скажите, а санкции какие-то предусматриваются? Вот не сдали вы дипломатический паспорт свой зеленый.

Гудков: Пока санкций никаких нет, но, конечно, мы все будем обязаны сдать. Я приведу пример, когда я использовал дипломатический паспорт. Это единственный раз, когда Государственная Дума отказалась меня и Илью Пономарева официально направить наблюдателями на президентские выборы в Украину. Соответственно, я этот диппаспорт взял для того, чтобы у нас не было никаких проблем, чтобы посещать избирательные участки, избирательные комиссии, штабы кандидатов и так далее. Это единственный случай, когда я использовал этот дипломатический паспорт.

Сегодня «Единая Россия» хочет поставить под контроль все поездки зарубежные всех депутатов, всех оппозиционеров. Для друзей будет все, что угодно, а врагам – закон, потому что никаких проблем с перемещением у депутатов-единороссов не возникнет. А если, например, депутат Рашкин, чье недавно антикоррупционное выступление показывали, если вдруг он соберет депутатскую группу и запланирует официальных ряд встреч где-нибудь во Франции для поиска зарубежных активов, то такую поезду никто не санкционирует. Если Дмитрий Гудков захочет выступить на каком-то антикоррупционном форуме в Европарламенте, меня никто туда не выпустит. Вот для чего это делается, поэтому я выступаю против.

Все депутаты вообще равны. Почему я должен у другого депутата, даже если он спикер Госдумы, понятно, у него другой статус, почему я должен у него просить какие-то разрешения? Мой начальник – это только мой избиратель. Вот это меня не устраивает – первое.

Второе – я на самом деле вижу, что это тренд на международную изоляцию. Вспомните первый шаг был – запрет на выезд силовикам, сейчас забирают дипломатические паспорта у депутатов и чиновников. Уже давно циркулируют слухи, что будет тотальный запрет на выезд для чиновников категории А и депутатов Государственной Думы. А если кто-то думает, что это закончится только чиновниками, он глубоко заблуждается. И потом эта политика придет в каждый дом. При этом мы все будем получать какие-то выездные визы или будет железный занавес, а те, кто надо, будут спокойно по загранпаспортам дипломатическим…

Лобков: Дима, я помню выездные визы еще 90- годов, они были размером с копеечную монетку, но получить было довольно сложно. Но у вас же еще остается ваш общегражданский паспорт, в котором наверняка стоят визы Евросоюза. Чем отличаются паспорта? Как гарантии дает вам зеленый загранпаспорт?

Гудков: Во-первых, я говорю о том, что есть определенный тренд. Конечно, я в основном летаю по своему обычному гражданскому загранпаспорту. Что это дает? Если вкратце, это дает неприкосновенность. Если депутат совершает какое-то преступление или правонарушение, то его можно будет только арестовать, если есть соответствующее решение суда, если проинформирована страна, которую он представляет. Мне это не нужно. Я надеюсь, что большинству депутатов тоже не нужно.

Второе преимущество, которое дает диппаспорт, ты можешь въезжать в некоторые страны, в том числе страны зоны Шенген, без визы. Поскольку меня проставлена виза Шенген до окончания моих депутатских полномочий, мне это тоже не нужно. Есть, например, возможность, но мне это тоже не нужно, чуть быстрее проходить границу и паспортный контроль. Но не во всех аэропортах это есть, особенно за рубежом такая возможность.

И самое главное, для чего это нужно, это для того, чтобы официально представлять интересы страны. Например, для того, чтобы получить информацию, где проживают дети-сироты, это конкретный пример, с чем я уже сталкивался, дети-сироты, которых усыновили иностранные усыновители, в США или еще где-то, для того, чтобы к ним приехать, посмотреть, что в этих семьях происходит. Для того, чтобы получить, легче получить, как депутат можешь в любом случае получить, но легче использовать диппаспорт, чтобы получить сведения, подтверждающие собственность на земельный участок, на какой-то объект недвижимости, активы, получить официальный документ с печатью. Беспрепятственное прохождение в административное здание, избирательные комиссии и так далее. Когда ты едешь по делу, тебе, конечно, диппаспорт может чуть-чуть облегчить жизнь. Я обойдусь без этого паспорта, но я предполагаю, что этим всем не закончится.

Лобков: Дима, вы понимаете, что это решение, как и многие другие решения, ядерным электоратом может быть встречено с восторгом: эти депутаты разъездились, и вот наконец-то их к ногтю, у них зеленые паспорта, мы тут стоим с детьми, из Кургады приехали, а мимо нас идут депутаты, парламентарии в дипломатическое окошко, и оппозиционер Гудков еще туда же? Вы не думаете, что с восторгом будут встречены такие решения людьми?

Гудков: Безусловно.

Лобков: 84% одобрит.

Гудков: Я просто надеюсь, что как раз у телеканала Дождь и у моего блога немножко другая аудитория. Я обращаюсь к людям, которые привыкли думать, анализировать ситуацию. Я прекрасно понимаю, что если завтра «Единая Россия» выступит с инициативой лишить всех депутатов депутатской неприкосновенности, зарплат или еще чего-то, тоже ядерный электорат с большим энтузиазмом будет все это воспринимать. Но опять-таки все это ударит не по единороссам, это приведет к политической расправе над оппозицией. Потому что первого, кого коснутся эти запреты, это будет Дмитрий Гудков.

Вспомните даже, когда я где-то произнес фразу, что парламент – взбесившийся принтер, меня лишили на месяц слова в Государственной Думе. Когда Владимир Жириновский оскорбил беременную девушку, которая попала потом в больницу, то он, по-моему, только выговором Комиссии по этике отделался. То есть будет, совершенно очевидно, принцип, когда друзьям все, что угодно, а врагам – закон. 

Фото: РИА Новости

Другие выпуски