«Если хотят найти нарушения – обязательно найдут». Почему «Алросу» сотрясают проверки, и алмазному монополисту предстоит смена руководства

30/09/2014 - 14:25 (по МСК) Павел Лобков

Кто будет президентом «Алросы»? Республика Саха, Якутия, которая контролирует блокирующий пакет акций алмазодобывающей компании, предложила своих кандидатов. 

Неделю назад, 22 сентября, глава «Алросы» Федор Андреев объявил о своей отставке – «по медицинским обстоятельствам». Он возглавлял компанию с 2009 года. В июле его контракт истек. Набсовет рекомендовал летом переизбрать его еще на один пятилетний срок, но, по данным источников на рынке, курирующий «Алросу» вице-премьер Юрий Трутнев выступил против. Глава Якутии Егор Борисов рассказал сегодня, что согласовал свои предложения по кандидатам с Трутневым. Имена он, впрочем, пока не назвал.  «Свои  предложения   мы  внесли,  но, чтобы не раздражать всех и вся, рано говорить об этом»,  - пояснил он.  Одним из основных кандидатов на должность главы «Алросы»  считается руководитель Росимущества Ольга Дергунова. Она в частности курировала размещение акций  «Алросы» на IPO в  октябре 2013 года.

Лобков: Алексей Львович, что вы можете сказать? Почему такие странные движения вокруг этого мощного республикообразующего, можно сказать, концерна?

Саватюгин: Я бы не назвал эти движения странными, это вполне нормальные движения. Конечно, надо проверять деятельность любых государственных организаций, насколько эффективно они работают, как эффективно они распоряжаются бюджетными ресурсами. В самих проверках ничего необычного нет. Их надо проводить в отношении всех организаций.

Лобков: Проверка недавно возникла, проверка со стороны Юрия Трутнева. Значит ли это, что возможен какой-то передел собственности «Алроса», акционерной структуры?

Саватюгин: В России возможны переделы любых собственностей, как показывает практика. Но да, сменился курирующий вице-премьер у крупного государственного концерна, и новый курирующий вице-премьер хочет проверить состояние дел. Это нормально. Другое дело, что хочу засвидетельствовать, что уход Федора Андреева никак не связан с этими проверками. Он действительно ушел по медицинским показаниям, которые, к сожалению, имеют место. Я знаю, что, наоборот, Федор хотел дождаться конца проверки, чтобы доказать, что его деятельность была эффективна, прозрачна и открыта. Но, к сожалению, не все мы властны над своим здоровьем.

Лобков: Как я понимаю, «Алросу» всегда проверяли очень много, был некий скрытый конфликт, потому что Якутия полагала, что это якутская компания, и большая часть прибыли должна оставаться в Якутии, Минфин закономерно считал «Алросу» одним из главных источников пополнения золотовалютных резервов. Этот конфликт существует или он исчерпан?

Саватюгин: Этот конфликт заложен в самой природе «Алросы». Когда алмазы добываются на территории РФ, при этом налоговые поступления и руководство алмазов и бриллиантов происходит из федерального центра. Тут вопрос не личностей, типа глава республики Саха против министра финансов, а это вопрос разных целей разных акционеров, а у Якутии блокирующий пакет – 25%.

Лобков: Блокирующий, но не контрольный, контрольный у Росимущества. Логично было, чтобы представитель Росимущества и такой опытный бизнесмен, как Ольга Дергунова, возглавила «Алросу». Вообще часто возглавляли «Алросу» выходцы из Якутии, они становились президентами «Алросы», а президенты «Алросы» становились президентами Якутии. Такая ротация была общепринятой в ельцинские годы. Теперь же Федор Андреев, как  понимаю, - это делегат из Москвы, и потенциальный делегат – так же делегат из Москвы. То есть будет ли усилен контроль Москвы, контроль Минфина над «Алросой»? Могут ли эти движения говорить об этом?

Саватюгин: Практика показывает, что необязательно, если человек родился в каком-то городе или субъекте, он потом представляет интересы этого города или субъекта. Федор Андреев – да, москвич или петербургский москвич. Но могу сказать, что при нем компания стала гораздо более открытой, прозрачной, он там наладил и улучшил финансовые потоки. Проведение IPO – это шаг к публичности и открытости, это только можно приветствовать.

Ольга Дергунова, насколько мне известно, не подтвердила пока своего будущего. Она прекрасный менеджер, я знаю, и хорошо себя показала во всех областях, где работала. Но если ваша информация будет верна, я буду сожалеть об уходе такого хорошего менеджера с поста в Росимущество, потому что у нас не так много осталось специалистов и профессионалов, хороших администраторов во главе федеральных органов исполнительной власти.

Лобков: Ваше ощущение, эта проверка масштабная, наверное, самая масштабная за многие годы, инициированная Трутневым, мало того, что он новый вице-премьер, он еще и бывший министр природных ресурсов, который наверняка в тонкостях знает все, что происходит в «Алросе». Может ли эта проверка закончиться какими-то организационными выводами сильнее, чем отставка Андреева, например, возбуждением каких-то дел или отставка на самом высоком уровне?

Саватюгин: Не знаю, что вы подразумеваете под «отставкой на самом высоком уровне», но я бы сейчас не загадывал. Практика показывает, что проверки у нас часто носят такой характер, что если вы хотите найти нарушения, то вы их обязательно найдете, если вы не хотите найти нарушения, то вы их не найдете.

Лобков: А как вы думаете, хотят найти нарушения?

Саватюгин: Нарушения в любой крупной компании как в российской, так и в зарубежной, как частной, так и государственной при желании найти можно. Абсолютно так всегда. Другое дело, что никто сейчас не заинтересован дезорганизовывать отрасль, которая у нас одна из системообразующих, в которой сильна государственная монополия,  в которой у нас одна крупная корпорация. При этом действительно «Алроса» в последнее время работала хорошо, и вообще-то грех жаловаться. Дай Бог, каждой госкомпании работать так хорошо, как работала «Алроса».

Фото: AP

Другие выпуски