Еще два миллиарда ЮКОСу. Поссорит ли новое решение ЕСПЧ Россию и Совет Европы

31/07/2014 - 18:55 (по МСК)

Европейский суд по правам человека присудил бывшим акционерам ЮКОСа почти два миллиарда евро в качестве компенсации по жалобе против России.

Это уже второе решение по жалобе акционеров ЮКОСа против России за неделю. Европейский суд, как и Гаагский арбитраж, частично удовлетворил претензии бывших акционеров компании, но присудил выплату в 25 раз меньше, чем в Гааге. 1 миллиард 866 миллиона евро Россия должна будет заплатить в качестве компенсации ущерба, еще 300 тысяч евро – в качестве оплаты судебных издержек.

Основанием для взыскания компенсации послужило решение ЕСПЧ, вынесенное им еще в сентябре 2011 года по заявлению акционеров ЮКОСа. Иск был подан еще в 2004 году, речь в нем идет о жалобе на действия российских налоговых органов. Суд выявил ряд процессуальных нарушений со стороны российских судов, однако не нашел у процесса политической подоплеки. 

Своим сегодняшним решением ЕСПЧ поставил точку в деле, которое длилось 10 лет. 10 лет назад, в 2004 ЮКОС подал жалобу в Страсбургский суд. Через месяц после того, как Владимир Путин стал президентом на второй срок.

Бывшие акционеры ЮКОСа считали, что их компанию незаконно обязали выплатить 20 миллиардов евро налогов. Это звучит как «преднамеренное разрушение компании с целью экспроприации ее активов». Сам иск состоял из нескольких пунктов. Там были и право на справедливый суд, и право собственности и другие права, которые Россия якобы нарушила. Все иски в ЕСПЧ рассматриваются в несколько этапов.

И первый этап (от подачи заявления до первого ответа) растянулся на 5 лет. Только в 2009 суд признал жалобу частично приемлемой и согласился рассмотреть несколько пунктов.

Это дело вели семь судей во главе с греческим юристом Христосом Розакисом. Был в коллегии и один представитель России. И что любопытно — например, пункт о том, что иск ЮКОСа вообще следует рассматривать: шесть судей за, один против. Нарушено ли право на справедливый суд в России: 6 судей за, один против. Ну, стоит отметить, что судья из Норвегии и судья из Азербайджана во многих пунктах становились на сторону России. Например, они сочли, что ЮКОС действительно уклонялся от налогов.

В общем, в 2011 году ЕСПЧ удовлетворил жалобу по нескольким пунктам. Причем тогда все эксперты считали, что Россия победила в этом деле. Мол, вердикт суда очень мягкий, могло бы быть жестче. Но окончательного решения не было. Потому что в Страсбурге предложили ЮКОСу и России самим договориться о размере компенсации.

ЮКОС ведь изначально требовал 81 млрд евро и еще проценты. Потом согласился снизить требование до 38 млрд евро. Россия, конечно, на такие условия не соглашалась. И ЕСПЧ принял решение сам, еще спустя два года. Россия в результате должна 1 млрд 860 млн евро.

При этом, кстати, ЕСПЧ отклонил очень многие пункты. Например, судьи не видят политического подтекста в истории с ЮКОСом и с Ходорковским. Суд признал только нарушения в налоговых делах. Так что чисто юридически ЮКОС не одержал разгромную победу в суде. Но экономически почти 2 млрд евро – это, конечно, победа ЮКОСа. Кстати, все эксперты несколько лет назад считали, что ЕСПЧ не будет присуждать огромных штрафов. В 2011 все утверждали, что сумма выплат составит 10 тысяч евро.

***

Юридически основатель компании ЮКОС Михаил  Ходорковский не имеет никакого отношения к сегодняшнему решению Европейского суда по правам человека. Он с 2005 года не является акционером ЮКОСа. Но, тем не менее, согласился ответить на несколько вопросов Дождя.

В интервью Дождю Ходорковский оценил сумму выплат  (почти 2 миллиарда евро) как небольшую, особенно в сравнении с недавним решением суда в Гааге. Но объяснил это просто   суд по правам человека, в отличие от арбитража, не рассматривал дело о справедливости налоговых отчислений. Жалоба в ЕСПЧ сосредоточена на экспроприации имущества ЮКОСа правительством России, несправедливости судебного разбирательства, а также на произвольном применении закона российскими властями. Оттого и такая разница в оценке ущерба.

Министерство Юстиции России, скорее всего, будет обжаловать решение ЕСПЧ, но после детального изучения вынесенного судебного акта и с учетом позиции российского руководства   пояснили в пресс-службе министерства. И напомнили, что в соответствии с Конвенцией о защите прав человека жалоба на постановление может быть подана в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Как стоит вести себя России? Какие юридические возможности есть? Обсудили с Георгием Матюшкиным, уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, заместителем Министра юстиции Российской Федерации.

Дзядко: Есть ли четкая позиция, будет ли Россия обращаться с обжалованием, с тем, чтобы это дело рассматривала большая палата Европейского суда по правам человека? Или все-таки решение останется такое, как есть, и Россия пытаться его изменить не будет?

Матюшкин: Спасибо за вопрос. Я хотел бы все-таки начать с того, что сегодня на сайте официальном Министерства юстиции РФ опубликована официальная позиция Министерства юстиций по поводу сегодняшнего решения Европейского суда по делу ЮКОСа против России. Там достаточно внятная позиция министерства изложена, и все желающие могут с ней ознакомиться.

Говоря по существу, я хочу сказать, что сегодняшнее опубликованное решение, это то, что называется плоть от плоти отрешения по этому делу по существу, при этом еще в сентябре 2011 года. В том решении ЕСПЧ отверг большинство обвинений в адрес РФ о нарушении Европейской конвенции, которые выдвигались компанией ЮКСО. Это, кстати, послужило основанием уменьшения суммы требования исковой, после того сентябрьского решения 2011 года представители ЮКОСа снизили цену иска со 100 примерно миллиардов до 37 миллиардов, о чем сегодня подробно в СМИ говорили.

В том решении основном по делу Европейский суд несколько недвусмысленных сделал заключений. В частности, подробно описал суть фиктивных мошеннических схем по уклонению от уплаты налогов, которые использовались ЮКОСом. Это примерно, так на  память, с 590 до 597 пункта содержится описание этих схем. Все желающие опять же могут заглянуть в интернет и об этом почитать. После этого Европейский суд, поскольку в сентябре 2011 года не смог решить вопрос, так бывает в практике Европейского суда и по другим делам, о том, какова будет сумма так называемого справедливого размещения, отложил этот вопрос на будущее.

Дзядко: Правильно ли я понимаю из ваших слов, что вы, как представитель  России, этим решением вполне удовлетворены, что ли?

Матюшкин: Я хочу сказать, что я не могу сказать, что я этим решением удовлетворен, потому что решение, с нашей точки зрения, не является в достаточной степени сбалансированным и основанным на материалах дела. И об этом заявлено сегодня в пресс-релизе Минюста. Я сейчас могу объяснить почему. Я просто хочу вернуться к своей мысли и сказать, что Европейский суд, принимая решение о сумме так называемого справедливого возмещения, был связан с вступившим в силу решением своим от сентября 2011 года и не мог выйти за его пределы. Сегодняшнее решение, и о нем я могу сказать, содержит и вызывает претензии как в материально-правовом, так и в процессуально-правовом аспекте.

Что касается материально-правового аспекта, фактически суд принял решение о выплате в пользу ЮКОСа двух сумм. Первая – это определенная часть взысканных налогов, недоимок по налогам и штрафов за 2000, часть 2001 года. В связи с тем, что сроки привлечения к ответственности ЮКОСа были расширены за пределы установленного  Налоговым кодексом трехлетнего срока. Минюст и власти РФ не согласны с этим решением, потому что в основе его лежала оценка такой интерпретации Налогового кодекса Конституционным судом РФ. И если вступившее в силу решение Конституционного суда, которое признало, что подобное истолкование положения Налогового кодекса соответствует Конституции РФ.

Вторая часть из той суммы, которая была сегодня присуждена компании ЮКОС, это часть 7%  исполнительского сбора, который взыскивают обычно в рамках судебных процедур по всем делам, так же было в отношении ЮКОСа, службой судебных приставов. Здесь была такая своеобразная логика судом применена о том, что эта сумма, этот 7% сбор по сути своей является, что ли, определенной совокупностью расходов по исполнительному производству. Мы с этим категорически не согласны, эта сумма является по своей природе правовой штрафом. Для этого есть другое постановление Конституционного суда РФ от 2001 года. Это что касается субстантивных вещей, материально-правовых претензий.

С процессуальной точки зрения, является такой новацией, мягко говоря, присуждение этой суммы компенсации акционерам ЮКОСА, а ЮКОС был стороной в процессе, акционеры ЮКОСа не участвовали, никаких требований не заявляли, никаких полномочий адвокату не передавали. А в сегодняшнем решении сказано о том, что сумма присуждается акционерам ЮКОСа.

Арно: Если решение вступит в законную силу, есть возможность у России не платить или мы будем обязаны выплатить эти два миллиарда?

Матюшкин: Во-первых, я хотел бы не опережать события. В соответствии с Европейской конвенций у сторон и у властей РФ, и у компании ЮКОС есть три месяца на обжалование. Давайте посмотрим, почитаем, спросим мнение коллег из других ведомств и примем решение.

***

Как отметили многие эксперты, сумма выплат в пользу ЮКОСа – беспрецедентна для ЕСПЧ, даже сопоставимых компенсаций в истории этого суда не было никогда. И даже несмотря на то, что у российской стороны есть три месяца, чтобы написать жалобу на это решение, на практике ЕСПЧ редко пересматривает свои же собственные постановления.

Председатель межрегиональной правозащитной ассоциации АГОРА Павел Чиков рассказал Дождю, что ждет Москву, если она не будет платить ЮКОСу.

Как будут теперь, после сегодняшнего беспрецедентного решения Европейского суда по правам человека, развиваться отношения России и Совета Европы спросили у члена российской делегации в ПАСЕ Антона Белякова.

Другие выпуски