Эксперт по Pussy Riot думает об отставке: позорит цех

13/08/2012 - 18:31 (по МСК) Елена Шмараева
Психологи выступили против экспертизы по делу Pussy Riot. Сегодня группа ученых опубликовала открытое письмо, в котором заявила, что считает заключение православного психолога Веры Абраменковой безосновательным и дискредитирующим профессию. Речь идет о третьей экспертизе по делу – той самой, авторы которой усмотрели в действиях Pussy Riot в храме мотив ненависти и вражды.
Открытое письмо психологов из МГУ им. Ломоносова и психологического института Российской академии образования было опубликовано сначала в тематических блогах и профессиональных сообществах, а затем в «Новой газете». Сейчас сбор подписей продолжается, подписались несколько десятков человек, но как подчеркивают сами авторы, здесь дело не в количестве – это заключение ученых, докторов и кандидатов наук, которые заявляют: «текст экспертизы не содержит элементов психологического анализа», а «упоминание психологии в названии экспертизы совершенно безосновательно и дискредитирует нашу профессию».
Автор письма, доктор психологических наук Марина Егорова рассказала, почему она и ее коллеги решили выступить с открытым письмом.
Егорова: Масса мелочей, из которых видно, что экспертиза сделана без продумывания серьезного ответа, без понимания проблемы, которая перед тобой стоит, без каких-нибудь дополнительных усилий для выяснения того, что психологическими методами можно выяснить. Вот печально что? Что психологический метод позволяет это все раскопать и вытащить. Но это не надо, можно сделать поверхностно, можно высказать свое мнение, мне кажется так, и это будет мнение квалифицированного эксперта. Вот это как-то нас и возмутило, поэтому мы и написали свое письмо по поводу экспертизы.
Егорова подчеркнула, что она и ее коллеги оценивали именно качество экспертизы, а не сам поступок девушек в храме: к нему ученые относятся по-разному, есть и те, кто осуждают, но на том, что экспертиза «не содержит элементов психологического анализа» (снова цитата из письма) сошлись все.
Ученые объясняют свое долгое молчание тем, что вели дискуссии внутри профессионального сообщества и не могли прийти к выводу, нужно ли высказываться публично. Но когда в суде стало ясно, что экспертиза Абраменковой становится одним из ключевых доказательств – именно в ней делается вывод о мотиве религиозной ненависти в действиях Pussy Riot – решили, что высказаться надо.
Авторы письма полагают, что на суд их письмо вряд ли произведет какое-то действие, но надеются, что оно повлияет на общественное мнение.
Сама Вера Абраменкова, которая пресловутую экспертизу проводила, заявила ДОЖДЮ, что не будет вступать в полемику с коллегами, но очень тяжело переживает их заявление о своем непрофессионализме.
Абраменкова: Это не научный вопрос, это юридический вопрос, во-первых. Во-вторых, все названные вами коллеги-психологи, они действительно очень профессиональные. Значит, мне нужно признать, что я непрофессиональный психолог, что я не умею делать экспертизы, что я не являюсь экспертом, хотя другие так не считают. Мне это очень тяжело сделать. И очень сложно относиться к себе позитивно, когда энное количество коллег считают, что я непрофессионал. Я была не одна, нас было трое, и я считала, что, наверное, там есть какие-то вещи, с которыми можно не согласиться.
На вопрос о том, собирается ли она в дальнейшем проводить экспертизы по уголовным делам, Абраменкова ответила, что будет рассматривать такие предложения отдельно, но не исключает, что вовсе откажется от работы эксперта.
По делу Pussy Riot суд, напомним, уже удалился на вынесение приговора, решение будет оглашено 17 августа. Психолого-лингвистическая экспертиза, против которой теперь взбунтовались профессионалы, признана допустимым доказательством. Прокурор потребовал для трех обвиняемых по три года лишения свободы. 
Также по теме
    Другие выпуски