Экс-заместитель главного редактора РИА Новости Наталья Лосева: может быть, не всегда рационально, но деньги тратились на благо страны

09/12/2013 - 16:23 (по МСК) Мария Макеева

Мария Макеева обсудила с первым заместителем генерального директора по новым медиа в ЗАО «Аргументы и факты», в прошлом заместителем главного редактора РИА Новости, обладателем ордена за заслуги перед Отечеством IV степени Натальей Лосевой судьбу агентства, сегодня ликвидированного указом Владимира Путина и замененного на агентство «Россия сегодня» во главе с Дмитрием Киселевым.

Макеева: Как вам новость, в общем и целом?

Лосева: Шок. В первую очередь удивление, потому что я, честно говоря, не вижу рационального зерна и какой-то рациональной подоплеки в таком решении. Сейчас я, наверное, буду говорить не как человек, который проработал очень-очень много лет в РИА «Новости», а как медиа-эксперт, как человек на рынке. Я, честно говоря, не вижу прагматичный оснований для такого потрясения на рынке.

Макеева: «Жесткий троллинг» - я такой видела отзыв в Твиттере, не официально звучит, но, может быть, правда, по сути? Вы это так воспринимаете или нет?

Лосева: «Жесткий троллинг»? Может быть.

Макеева: Может быть, в этом нет никакого рационального зерна, просто такой вызов. Вот Сергей Иванов, глава кремлевской администрации сегодня, описывая всю эту ситуацию, причины, которые заставили его и его товарищей прийти к этому решению, назвал две причины. На первый взгляд это звучит как одна причина, но дальнейшие разъяснения показывают, что все-таки две. Первая – более рациональное использование бюджетных средств и повышение эффективности работы государственных СМИ. Начнем со средств, он намекает на то, что много денег уходило на РИА «Новости». Это действительно дорогостоящее мероприятие?

Лосева: Давайте посмотрим со стороны. Что мы можем сейчас констатировать, наблюдая, как люди из СМИ, наблюдающие ситуацию объективно? Мы видим действительно мультимедийного лидера, мы видим, что это не просто СМИ, это холдинг, который единственный, наверное, кто мог позволить себе в стране разрабатывать новые технологии, разрабатывать новые форматы.Тем самым, не просто создавая репутацию страны на самом деле, не только укрепляя бренд, который тоже капитализирует страну в каких-то гуманитарных понятиях, но и тем самым, обучая огромное количество людей на рынке: и студентов, и аспирантов, и журналистов, которые работают в Москве, и журналистов, которые работают в регионе, и журналистов, которые работают за рубежом. То есть, если говорить о миссии РИА «Новости», то это в первую очередь создание очень высокого профессионального стандарта. Вряд ли сейчас даже образовательный сегмент может это себе позволить. Было ли это дорогостоящим? Вероятно, да, как любые новые технологии дорогостоящие, но ведь государство обильно инвестирует в Сколково, например.

Макеева: Или в RussiaToday–к вопросу о «России сегодня».

Лосева: Да.

Макеева: Повышение эффективности работы государственных СМИ. Вот, как пояснил Сергей Иванов, о чем идет речь, «Россия проводит самостоятельную политику, твердо защищает национальные интересы. Объяснять это миру непросто, но делать это можно и нужно. Здесь у нас есть и определенный успех и, с другой стороны, некоторые сложности». Стоит это, возможно, понимать так, что Сергей Иванов как бы намекает на то, что РИА «Новости» не справилось с пропагандистскими функциями. Тут у меня вопрос – а не возлагались ли вообще прямо на агентство …

Лосева: Когда я работала в РИА «Новости», мы никогда, во всяком случае, в новостном вещании, в мультимедиа вещании мы не сталкивались с задачами пропагандистскими. Как-то всегда у нас это в голове разделялось, что есть ТААС, RussiaToday, который отвечает за задачи пропагандистские.

Макеева: За имидж.

Лосева: Да, за имидж. И РИА «Новости», которые отвечают за новости. Мне кажется, что одна из многих заслуг Светланы, как профессионала, как раз в том, что она смогла за эти 10 лет реформы РИА создать высокий стандарт новости. И РИА «Новости» действительно вошли сегодня в отраслевой мир именно новостным брендом. Говоря о рационализме, хочу еще напомнить, что ведь РИА «Новости» является официальным хостером Олимпийских игр. И это решение смутительно, потому что получается, что фото-хостер Олимпиады, до которой осталось чуть меньше, чем два месяца, сегодня ликвидирован. Вероятно, найдут какое-то решение, но это еще одно удивление, которое мы сегодня испытываем.

Макеева: Не сегодня, но в течение месяца, в любом случае это будет до Олимпиады. Это как-то способно помешать, вы считаете, или это как-то технически…?

Лосева: Помешать, я думаю, что нет. Я думаю, что помешать уже ничего не способно. Мы можем только удивляться и думать о том, как эти процессы отразятся на отрасли в целом. Разрушение настолько крупной, весомой и значимой в отрасли единицы, я сейчас не говорю о каких-то политических подоплеках, совершенно рационально, безусловно, скажется на рынке. Если таким образом пытаются использовать навык наработки уровень РИА «Новости» для того, чтобы подтянуть другие государственные СМИ, то это тоже довольно сомнительное и странное решение. Повышая уровень слабого игрока, мы неизбежно понижаем уровень лидера. Пришло ли сейчас время? Наверное, нет.

Макеева: Если говорить о возможной политической подоплеке этого решения, это все-таки не уничтожение, а некая реорганизация. Что-то, наверное, останется, вся структура изменится, как, пока, видимо, очень рано говорить. Тем не менее, считаете ли вы, что та же Светлана Миронюк рассматривалась в курсе нынешнего более жесткого тренда как чересчур либеральный человек, и причина в ней на самом деле?

Лосева: Не знаю. Мне казалось, что Светлана – человек абсолютно прозрачный и прямолинейный в этом смысле, поэтому здесь можно интерпретировать и смотреть, что делалиРИА «Новости». РИА «Новости» давало в первую очередь факты, в РИА «Новости» было очень мало интерпретации. Почему РИА «Новости» в свое время начали активно развивать мультимедиа, в том числе не потому, что технологии ради технологии, но в первую очередь потому, что фото и видео факт красноречивее, короче, быстрее, чем любое объяснение. Не думаю. Что касается главного капитала – бренда РИА «Новости», это, наверное, то, о чем я очень сожалею, потому что сегодня РИА «Новости» - это спикер на всех крупных отраслевых конференциях. Сегодня на любой дискуссии по мультимедиа, по журналистике, по новым медиа, мы всегда видим кейсы РИА «Новости», очень многие агентства просто ориентируются, мировые агентства ориентируются на опыт реформации РИА «Новости». Этот бренд уже въевшийся в историю новых медиа очень странно хоронить-не хоронить, но, во всяком случае, странно его ликвидировать и заменять на какой-то другой, сколько бы там замечательный не был…

Макеева: Вы говорили сегодня со Светланой или с кем-то из бывших коллег, обсуждали?

Лосева: Конечно, мы очень много общаемся сегодня с коллегами.

Макеева: И какая там реакция у людей, которые до сих пор работают?

Лосева: У всех шок, все удивлены. Это та история, когда степень удивления превосходит степень возмущения. Светлана пока недоступна.

Макеева: Видимо, она тоже очень удивлена.

Лосева: Видимо, тоже удивлена, да.

Макеева: Если такие события готовятся в такой форме, есть ожидание, как правило, у людей, которые работают в компании, что что-то будет.

Лосева: На рынке уже много лет, с самого прихода новой команды в 2003 году, были ежегодные разговоры о том, что РИА «Новости» разгонят, РИА «Новости» заменят, будет приведено другое руководство. И, когда я работала, мы с этим жили, когда я уже там не работала, постоянно эти волны слухов накатывались. Во всяком случае, я в последние месяцы по рынку о РИА «Новости» не слышала ничего. У нас у всех было ощущение, что до Олимпиады никаких потрясений ждать не стоит. И сегодня я выступаю, как заказчик РИА «Новости», как партнер РИА «Новости» и общаюсь с этой стороны, я тоже понимала, что все достаточно стабильно и спокойно. Странное время для этого решения. Это необъяснимо.

Макеева: С другой стороны, тут тоже должно быть что-то причиной, даже если это эмоция, что довольно странно в такой ситуации, когда речь идет о бренде с много десятилетней историей.

Лосева: Возможны какие-то экономические причины, в основе которых не судьба РИА «Новости», а судьба других игроков этого нового тандема. Мы с вами можем только догадываться и наблюдать потом, я думаю, что в течение полугода, девяти месяцев мы с вами увидим, в чью пользу было сегодня ликвидировано РИА «Новости».

Макеева: Я видела и слышала сегодня ряд заявлений по поводу этого реформирования, которое, по сути, ликвидация. И я не слышала ни одного отзыва, который был бы со знанием дела кроме отзыва Сергея Иванова, а так все говорят изумленно, разве что Дмитрий Киселев не делал еще заявление. Какие версии выдвигает команда Миронюк? Видимо, они ищут ответ и в большей степени, чем мы.

Лосева: Мы сегодня много общались с моими коллегами из РИА «Новости», пока это горькое сожаление о том, что заканчивается совершенно чудесное время, время инноваций, каких-то творческих экспериментов. К тому же Светлана выбрана одним из главных трендов своего  управление развитие, то есть работа не на освоение, а работа на развитие. Наверное, с точки зрения коммерческого предприятия это не всегда было рационально столько инвестировать деньги в новые продукты. В этом и было какое-то примирение государственности этого СМИ, его существования за счет налогов. Это любимая тема поговорить, за счет чего существуют государственные предприятия. В случае с РИА «Новости» кажется, что был совершенно гармоничный и логичный ответ – это предприятие, которое существуют на деньги налогоплательщиков, на деньги государства и народа, эти деньги реализовывали на благо и развитие отрасли, то есть на благо страны. Это то, чем можно было гордиться, это то, во что можно было инвестировать и то, что можно было инвестировать в какую-то такую гуманитарную плоскость. Я хочу обратить ваше внимание, что за последние годы, это еще и год расцвета массы интереснейших гуманитарных проектов – это и открытые кинопоказы, это огромное количество отраслевых круглых столов, конференций. Сюда приезжали ведущие спикеры, ведущие эксперты, потому что они считали эту площадку достойной для обсуждения. Мне кажется, что это была очень большая инвестиция в развитие профессии.

Макеева: Мне представляется, что большинство людей, которые работают в РИА «Новости» сейчас, они там останутся. Откуда совсем новых людей возьмут? Вероятно, останутся. Почему есть такая уверенность, что Дмитрий Киселев не справится с инновациями? Он, возможно, успешно это подхватит, но в какой-то своей струе разовьет все то, что было сделано его предшественниками.

Лосева: Эта струя пока что нам неочевидна, мне так кажется. Для того, чтобы подхватить развитие высокотехнологичного управления, нужно в этом соку повариться. Это первая причина, которая делает будущее не очень радужным. Вторая причина – то, как это было сделано. Сегодня, на мой взгляд, для людей больший шок, что они узнали об этом из Фейсбука, из интернета. Я представляю чувства выпускающих, которые готовили эту новость. Я просто представила живо, как это было, наверное: выползает факс, в котором написано, что агентство ликвидировано.

Макеева: А указы Путина до сих пор по факсу в РИА «Новостях» получают?

Лосева: Я не знаю, я образно говорю.

Макеева: Я вдруг поняла, что это образ немножко… То есть явно с учетом развития новых технологий как-то, наверное, иначе.

Лосева: Это метафора, да.

Макеева: Как настроены люди? Настроены, что месяц и надо будет расходиться?

Лосева: Я думаю, что об этом лучше поговорить с людьми из РИА «Новости». Я, как и любой журналист с рынка, могу транслировать свои какие-то личные разговоры или то, что я вижу в Фейсбуке. Но мне кажется, что это не самый лучший способ проинформировать людей, особенно журналистов.

Макеева: Тут развитие ситуации было? Сказали ли, например, когда представят нового руководителя?

Лосева: Не знаю, об этом нужно говорить с РИА «Новости». Мы пока можем только смотреть и рефлексировать на то, как отреагирует отрасль на это. У меня нет никаких переживаний по поводу профессиональной судьбы Светланы Миронюк, мне кажется, что она давно уже менеджер того уровня, который может быть приглашен в любое международное СМИ на очень высокие позиции. Я думаю, так оно и будет, потому что …

Макеева: Международное здесь или международное…?

Лосева: Нет, не здесь. Мне так кажется, что это в принципе человек, который входит в Топ-10, в Топ-15 менеджеров в мире и по своему опыту, и по своим навыкам, и по своим талантам. Поэтому что касается Светланы Миронюк, мне кажется, что у нее как раз все будет нормально. А что касается отрасли, то …

Макеева: А сколько всего народу работает в РИА «Новости»?

Лосева: Больше двух тысяч человек, если брать все проекты. Ведь РИА «Новости» - это не только основное вещание, РИА «Новости» - это несколько миллионов подписчиков в Фейсбуке, это больше 30 миллионов, боюсь ошибиться, уникальных пользователей в месяц  интернет-продуктов, это совершенно роскошное, изумительное выстрелившее недавно Агентство правовой и судебной информации

Макеева: Тоже вопрос, что теперь будет с трансляциями с громких судебных процессов.

Лосева: Это «Р-спорт», который, конечно, готовится сейчас во время Олимпиады заявить о себе в полной мере, в полный голос.

Макеева: RussiaToday создавалось в свое время как дочернее предприятие РИА «Новости», по-моему.

Лосева: Я не знаю юридических тонкостей, они сидели в одном здании с РИА «Новости».

Макеева: Да, сейчас они, по-моему, уже все разделили.

Лосева: Да, но насколько я помню, у нас никогда не было каких-то тесных взаимоотношений с RussiaToday кроме общей столовой. У РИА «Новости» очень много своих проектов, это не просто агентство новостей, это большой технологичный, разноплановый медиа-холдинг, который очень успешен во всех своих веточках и проявлениях и в каждой из веточек успел занять лидирующие и близкие к лидирующим позиции. Самое худшее, что мы сейчас можем ожидать, это неумелые реформы, если не обладать должными навыками и компетенциями, начнут перестраивать процессы ради перестройки. Для меня, как теперь уже для конкурента, это может показаться добрым знаком, что может быть приятнее, когда конкуренты испытывают неудачи, если бы РИА «Новости» для меня не было таким же родным, как и новое место работы. На самом деле это очень плохая ситуация для медиа в стране.

Другие выпуски