Экс-префект воевал с Лужковым – теперь Батурина гоняет его по Европе

23/01/2013 - 21:49 (по МСК) Павел Лобков, Ольга Писпанен
Бывшего префекта Северного округа Москвы Юрия Хардикова, подозреваемого в мошенничестве, сначала задержали в Италии: как говорят его адвокаты, из-за технической накладки, но очень быстро отпустили.

Экстрадиция в Россию ему опять не грозит. Впрочем, сегодня стало известно, что уголовное дело, по которому проходил Хардиков, еще не закрыто, а добиваться привлечения к ответственности экс-префекта намерена супруга бывшего мэра столицы Елена Батурина. Отдадут ли Юрия Хардикова российским властям или посадят в Литве – там на него тоже заведено дело – выясняла Елена Шмараева.

Шмараева: О задержании Юрия Хардикова на 15 суток в итальянском городе Пескара стало известно накануне. Но меньше, чем через сутки адвокаты бывшего префекта Северного округа Москвы сообщили: Хардиков на свободе, его задержали по устаревшему запросу Интерпола, и претензий к нему у итальянских властей нет. Хардикова в России заочно обвинили в мошенничестве еще в 2009 году и тогда же объявили в розыск. В уголовном деле речь идет о хищении миллиарда рублей у супруги мэра Москвы и главы компании «Интеко» Елены Батуриной. Было это в 2005 году, когда Хардиков занимался бизнесом  и возглавлял ОАО «Кубаньэнерго». Якобы, Хардиков и его мать Зинаида Садовникова продали Батуриной 90% долей ООО «Олимп-2014». Это компания, которая владела пятью строящимися объектами в олимпийском Сочи и несколькими земельными участками. В итоге выяснилось, что это имущество под арестом и распоряжаться им ни Хардиков, ни его мать не могли. В этом и заключалась мошенническая сделка. Сегодня адвокат Елены Батуриной Марина Горбачева заявила информ-агентствам, что дело, по которому задерживали Хардикова в Италии, вовсе не прекращено. Его расследует Следственный департамент МВД. Разъяснить, в каком статусе проходит или не проходит Юрий Хардиков, мы попросили его адвоката Людмилу Сидорову.

Людмила Сидорова, адвокат: Во-первых, дело не прекращено. Оно, насколько я знаю, приостановлено. Обвинение, которое ему предъявлялось, снято. Издано постановление о привлечении его в качестве обвиняемого в июне, в декабре это постановление отменено. На сегодняшний день по делу Хардиков не является обвиняемым.

Само дело есть, а доказательств против Хардикова нет. Из итальянской тюрьмы Юрий Хардиков отправился в Литву, где живет последние несколько лет. Там бывшему префекту тоже не до спокойной жизни, он должен предстать перед судом. В Литве Хардикова обвиняют в легализации преступных доходов. Это уточнил другой экс-префект Северного округа Олег Миволь, который сменил Хардикова на этому посту.

Олег Митволь, экс-префект САО: К нему, как к скромному чиновнику, пришел перевод в 50 млн. евро, и литовские власти вынуждены были начать расследование о происхождении этих денег. Для россиян любопытная история. Деньги, которые у него есть, в декларации никогда не фигурировали, нашли героя в Прибалтике.

Из-за этого уголовного дела, которое продолжает расследоваться в Литве, Хардикову в этой стране запретили вести бизнес и арестовали несколько его счетов. Слушания по делу Хардикова идут в Вильнюсском окружном суде. Интересно, что после своего отъезда из России экс-чиновник столичного правительства просил в Литве защиты от российских властей. Называл свое преследование на родине политически мотивированным. Он даже получил дополнительную защиту – статус, во многом схожий с политическим убежищем. Теперь же, когда власти этой страны дали ход делу против Хардикова, он перебрался в соседнюю Латвию. Бывший префект получил там 5-летний вид на жительство. В России о Хардикове вспомнили осенью 2010 года, когда Юрий Лужков стремительно терял и потерял пост мэра Москвы. Бывший префект был одним из тех, кто рассказывал о Лужкове и Батуриной в разоблачительных интервью. Например, вот в этом телеканалу НТВ.

Юрий Хардиков,экс-префект САО: Лужкова все зовут «папой», а Батурину «мамой». Поэтому нет никаких других аллегорий по поводу воспроизводства. Остальные все – просто дети. Есть дети любимые, есть нелюбимые, есть которых бьют. Но они двое наверху – папа и мама. И по-другому их никто не называет.

Когда Лужков перестал быть мэром, об уголовном деле Хардикова заговорили, как об отложенном пылиться на полке в Следственном департаменте. Активность расследования стала быстро сходить на нет. Итогом стало то, что 20 декабря прошлого года и с самого Хардикова, и с его матери сняли все обвинения. Теперь это так называемое «бесфигурантное дело»: мошенничество, якобы, было, но совершил его неизвестно кто. Адвокаты Батуриной говорят, что будут обжаловать решение и добиваться продолжения расследования.

Другие выпуски