Экс-главком ВВС Дейнекин: новейший Т-50 летает как утка
Как минимум 50 тысяч человек пошли по стопам Владимира Путина и приехали на авиашоу в Жуковском. Там в течение трех дней отмечали столетие ВВС. Вчера на репетиции праздника побывал президент. Сегодня за полетами наблюдал Егор Низамов.
Вчера, побывав на генеральной репетиции праздника, он назвал конкретные цифры. До 2020 года, по словам президента, на вооружение поступит более 600 новых самолетов и 1000 вертолетов, и это не считая модернизированных систем.
Это примерно половина от числа воздушных судов, которыми сейчас располагают ВВС. Такие задачи, конечно, можно только приветствовать, и на празднике в Жуковском многие говорили, что российская авиация переживает подъем.
В самом деле – достижения авиапромышленности можно было увидеть на расстоянии нескольких десятков метров, прямо там, в небе над аэродромом.
Например, истребитель четвертого поколения Су-35, который выполнял невероятные маневры. ВВС заказали 48 таких самолетов к 2015 году, и этот контракт, скорее всего продублируют. Но – машина того же поколения есть и у конструкторского бюро Микояна – это МиГ-35. И ее почему-то никто заказывать не собирается, ее судьбу уже шестой год никак не могут решить.
Такой перекос можно объяснить законами рынка и конкуренцией. Но есть и другой крен в российском авиапроме, который объяснить сложнее. Истребители и другую тактическую авиацию спонсируют и заказывают. А что ждет дальнюю авиацию, стратегическую, и военно-транспортную, пока не ясно. Перспективные разработки, вроде Ан-70, Ан-124, уже давно находятся на стадии проекта и дальше не прогрессируют. Бывший главнокомандующий ВВС Петр Дейнекин согласен с тем, что такой дисбаланс есть, и его стоит исправить.
Дейнекин: Крен был в сторону тактической авиации, будем так говорить, и результат вы видите сейчас в виде летающего истребителя Т-50. Ему, я думаю, ошибочно приписывают джентльменский набор всех тех боевых задач, которые способен выполнять самолет. Я думаю, что это не получится. Это как утка: ни летать толком не умеют, ни плавать. Не надо отдавать предпочтение чему-то одному, считать элитой ВВС десантные военно-воздушные войска или океанский флот. Сила в том, что мы разные и должны дополнять друг друга.
К тому же некоторым кажется, что Россия стала чрезмерно зависеть от западных поставщиков оборудования. Мало того, что это делает технику уязвимой, так еще и экономически это недальновидно.
В 2008 структуру российских ВВС реформировали. Появились четыре командования, и авиаполки заменили авиабазами – чтобы сконцентрировать самолеты на меньшем количестве аэродромов и таким образом сэкономить. Полковник запаса ВВС Вячеслав Дубров и подполковник Игорь Суворов сказали ДОЖДЮ, что новая структура спорная, но надо верить в лучшее.
Дубров: Скептически отношусь к темам, которые сегодня происходят в ВВС, потому что ВВС как класс ликвидировали. Техники мало, летчики молодые уходят, из 80-ти летчиков, выпускников ВВС-2011, 60 уволились, к сожалению.
Суворов: Сейчас я действительно понимаю, что ситуация изменилась в лучшую сторону. Умом Россию не понять, в Россию нужно только верить.
Реформа, подобная нынешней, уже когда-то проводилась – в 1978 году. Восемь лет спустя ее отменили. Возможно, сейчас над российской авиацией проводят такой же эксперимент. И можно только верить в то, что он окажется успешным.