Экономист Сергей Алексашенко: основная цель ареста Фирташа – получить информацию о топ-менеджерах «Газпрома»

13/03/2014 - 18:10 (по МСК) Дмитрий Казнин

Экономист Сергей Алексашенко поделился с Дмитрием Казниным мнением о том, за что сегодня был задержан в Вене один из богатейших бизнесменов Украины, акционер компании «Росукрэнерго» Дмитрий Фирташ. 

Казнин: Как расценивать задержание Дмитрия Фирташа? Читаю ваш Twitter, вы пишите «расколется и сдаст газпромовцев или будет молчать как партизан?». Читаю TwitterСергея Аксенова, он пишет «Фирташа арестовали по "делу Могилевича" - участие в ОПГ. Кличко, которого Фирташ спонсировал, тоже был в ОПГ. Это звенья одной цепи». Как понять, почему именно сейчас задержан Фирташ?

Алексашенко: У каждого своя гипотеза. Деятельность Дмитрия Фирташа хорошо известна, он достаточно известный бизнесмен последние 10 лет на стыке России и Украины, «Газпрома» и «Нафтогаза». И его деятельность привлекает повышенный интерес. Но я связываю арест Фирташа с тем, что идет обострение отношений между Россией и Западом, и что Запад готов всерьез принять санкции к России. И в этом отношении Дмитрий Фирташ один из тех потенциальных поставщиков информации, который, конечно, интересует западные спецслужбы.

Казнин: То есть именно поставщик информации? Как связать санкции против Россиию арестом Фирташа? Как это ударит по России?

Алексашенко: Насколько я сейчас слышу в Вашингтоне, основная цель – это не удар по России как по государству, а удар по конкретным людям, которые находятся в окружении очень близком или не очень близком от Владимира Путина. И в этом отношении, конечно, те бизнесмены, не знаю, начальники в «Газпроме», которые имели активные бизнес-отношения с Фирташем, они являются потенциальной целью. То есть это те люди… «Газпром» - это компания, которая контролируется лично Владимиром Путиным, который уделяет ей большое внимание. И люди, которые стояли во главе этой компании, они привлекают повышенный интерес так же, как другая возможная информации об их счетах, активах, передвижениях по миру. Поэтому как Фирташ, человек работающий неработающий до недавнего времени с ними, конечно, может быть очень полезен в этом смысле.

Казнин: Он ведь был связан напрямую со многими людьми из власти Украины, в то же время со многими из них конфликтовал. Например, он был врагом Юлии Тимошенко. Можно связать ее выход на свободу и сегодняшние действия против Фирташа?

Алексашенко: Очевидно, что любой крупный бизнесмен в такой сложной стране как Украина, сложной в смысле внутриполитической ситуации, он, так или иначе, находится с кем-то в хороших отношениях, с кем-то – в плохих. Если он находится в плохих отношениях с властью, он теряет свой бизнес. Если он находится в хороших отношениях с властью, он строит свой бизнес. Фирташ в этом отношении очень показательный флюгер, если у власти Тимошенко, то он теряет свой бизнес. Если у власти Янукович, то он наращивает свой бизнес. Я не думаю, что возможности Юлии Тимошенко настолько велики, чтобы обеспечить арест Фирташа по просьбе ФБР. Вряд ли напрямую это связано. Мне кажется, что все, что было известно о взаимоотношениях Фирташаи украинской власти, это было известно задолго до его ареста.

Казнин: А то, что известно в его взаимоотношениях с «Газпромом», может, тоже лежит на поверхности. Он ведь, кстати, в интервью, например, Forbesговорил, что Владимир Путин – это единственный человек, с которым он не встречался, но из сильных мира сего, бывал на приеме у королевы и знаком со всеми президентами Украины. Что ценного может он рассказать ФБР?

Казнин: Он может рассказать, какими компаниями владеют руководители «Газпрома», какими частными компаниями, где хранятся их деньги, передать им контракты, договора, которые у него были, и, может быть, имеются, связанные с поставками газа из России на Украину, где фигурируют те счета чиновников, газпромовских начальников, может быть, не только газпромовских, куда перечисляются те или иные суммы денег. Ведь по историям, которые были 6-8 лет назад, очень большие суммы проходили и оставались неизвестно куда ушедшими во взаимоотношениях между «Газпромом» и «Нафтогазом». Именно там выступал посредником Фирташ, и именно там эти сотни миллионов долларов исчезали неизвестно куда.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Другие выпуски