«Долой палачей», «Феликсу конец» и другие надписи, которые могут сохранить на памятнике Дзержинскому

04/04/2014 - 19:01 (по МСК) Юлия Таратута, Тихон Дзядко

Часть надписей, нанесенных на памятник Дзержинскому в ходе событий 1991 года, могут сохранить и включить в предмет охраны.  В частности, речь идет о надписи красной краской «Феликсу конец»,  а также надписи, которая идет по кругу четвертого кольца постамента и на которой читаются слова «Долой палачей… спасибо, Боря». 

Споры о восстановлении памятника Дзержинскому не угасают с момента его сноса в 1991 году. Возвращение в Москву президента СССР Горбачева из заточения в государственной резиденции в Форосе, арест членов ГКЧП и официальное утверждение триколора в качестве государственного флага Российской федерации ознаменовали собой переломный момент отечественной истории. Хотя до формального прекращения существования Советского союза оставалось ещё несколько месяцев, именно события августа 1991 года были восприняты гражданами и международным сообществом в качестве финала советской эпохи.

Граффити, появившиеся на постаменте памятника Дзержинскому в ходе митингов, и сохранившиеся до наших дней, служат одним из ключевых артефактов вышеуказанных событий, а потому являются объектом музейного значения и подлежат соответствующей охране, считают в парке «Музеон», где сейчас хранится памятник.

Вера Трахтенберг, главный хранитель фондов парка искусств «Музеон»: Памятник Феликсу Дзержинскому работы Вучетича и то, как он был демонтирован в ходе стихийных митингов, и то, как на нем отразились настроения людей, их ярость, может быть, их отчаяние и негодование – это определенный артефакт, это символ определенных событий, символ истории. Я думаю, что, разрушив и удалив эти надписи, мы рискуем вернуться к повторению.

Сегодня на заседании Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия города Москвы, которое было посвящено проекту реставрации памятника Дзержинскому, звучали разные мнения. Большинство склонялось к тому, что памятник должен быть восстановлен без надписей, ведь изначально произведение искусства, то есть скульптура Вучетича, задумывалась без них. Однако был и аргумент, что помимо художественной ценности, есть ценность историческая, и ради неё надписи должны быть сохранены.

В эфире ДОЖДЯ был автор знаменитого поцелуя Брежнева и Хоннекера Дмитрий Врубель  — это граффити на берлинской стене в девяностых стало одним из символов Берлина, но в середине нулевых было уничтожено, как раз в рамках воссоздания исторического облика стены. Однако Врубеля тут же попросили этот рисунок восстановить   это история во многом перекликается с историей надписей на памятнике Дзержинскому. Как схожие проблемы отношения к истории решают в Берлине, автор знаменитого граффити рассказал ДОЖДЮ.

Дмитрий Врубель, художник: Понятно, что это история. Эти надписи – это история. И как сюда к разрисованной стене на East Side galary в Берлине приводят каждый день школьные экскурсии – обязательно кроме туристов должны прийти школьные экскурсии и посмотреть, как все это было – то же самое должно быть с этими памятниками и 1937 года и 1991 года. Эти хитрые люди исключают какие-то моменты из нашего исторического процесса. Их задача одна – стереть действительно эти десять лет, которые мы прожили в относительной свободе, чтобы этого не было. Это все… То, что Мигранян пишет про Гитлера, какой он был хороший до 1939 года – это все в одном ключе. И это полное противоречие тому, что, например, я вижу в том городе, где мы сейчас живем. Берлин настаивает на том, что любой… вот руины Гестапо в самом центре Берлина. На месте руин Гестапо – Музей террора, куда ходят миллионы людей: смотрите, как все это было. Это не должно повториться – основная идея такая. 

Результатом сегодняшнего заседания стало компромиссное решение: пока надписи необходимо обследовать и понять, какие из них имеют ценность, и могут быть восстановлены, а потом собраться ещё раз, обсудить результаты и решить, что именно стоит сохранить для будущих поколений.

Другие выпуски