Для 70-летия освобождения Освенцима в Москве воссоздали ворота Arbeit macht frei. Павел Лобков: а не лучше было бы свозить «наших» узников правительственным рейсом в Польшу?

30/01/2015 - 01:40 (по МСК) Павел Лобков

На праздновании 70-летия освобождения Освенцима  в Кракове от России было официально всего двое узников: оба русские (мы подробнее расскажем о них в репортаже Дождя, который сейчас готовим). Но, вот, что важно: их везли в Освенцим не официальные власти, а российский еврейский конгресс. 

В зале была и дочь маршала Конева, чей первый украинский фронт открывал ворота смерти, и один из участников того штурма. Но никому из них не дали слова. Вообще не только российские, но и узники из других стран, несмотря на заявленную главную роль, были скорее зрителями и слушателями в грандиозной телепостановке. Но вот пара деталей. Про «Червону армию» вспомнил только польский президент Бронислав Коморовский. Не только российские, но и большинство узников не смогли поставить свечи к тем баракам, где они провели самые страшные моменты своей жизни. Туда отправились только официальные делегации стран, пока более 700 главных героев ждали их возвращения в шатре, натянутом вокруг знаменитых ворот смерти Аушвица Биркенау. Единственная страна, которая взяла на себя все заботы о 80-90 летних узниках – Израиль. Правительство организовало чартер, приставило к ним солдат израильских ВВС, которые переводили речи на английском и польском на иврит для тех, кто его не знал.

Показалось, что главной целью была именно масштабная телепостановка, которая транслировалась по всем мировым каналам и к которой автор списка Шиндлера явно приложил руку. Главной целью было поставить точку в бесконечных спорах, почему страны-союзники, знавшие о существовании Освенцима, отказывались в свое время принимать еврейских беженцев, всегда ли местное население оккупированных стран старалось защитить своих евреев от неминуемой смерти. В этом смысле жесткие речи российских лидеров вполне понятны: просто в такую трагическую дату они несколько неуместны. Лучшим ответом было бы не посылать отдельно главу администрации Путина Сергея Иванова и замминистра обороны Николая Панкова, которые, кстати, в отличие от голландского короля, к «своим» узникам на церемонии не подошли,  отдельным самолетом, а набравшись мужества и великодушия, последовать примеру израильтян:  взять тех немногих, которые решились поехать, на борт правительственного самолета с гордым триколором, как мы умеем, когда надо, пожать им руки, пообедать вместе, как глава Всемирного еврейского конгресса миллиардер Рональд Лаудер. Это было бы замечательным примером того, что в горбачевские времена называлось «народной дипломатией»:  общение поверх барьеров и занавесов. Но вместо этого российские власти предпочли разделить узников на тех, кто поехал в Освенцим, и кто остался на официальных торжествах в Москве. Говорить при этом, что все празднества для них теперь тоже не очень уместно. К сожалению, вместо точки получилось жирное многоточие и вопросительный знак: например, к 80-летнему юбилею Освенцима кого вы делить будете, им и так уже всем за 80?.. 

Фото: РИА Новости

Другие выпуски