«Чушь это все», «зачем вам Аляска», «выдать замуж бывшую жену» и другие ключевые цитаты Путина

17/04/2014 - 16:39 (по МСК) Юлия Таратута

«Мы должны ориентироваться на мнение большинства и, исходя из этого мнения, принимать  решения, строить  свою политику  и внутри  страны,  и внешнюю политику. Но никогда не  забывать про мнение тех людей,  которые остаются в  меньшинстве,  имеют  собственную точку  зрения  на  то,  что делается в стране  и на международной  арене»,—  так Владимир Путин ответил на вопрос главного редактора «Независимой газеты» Константина Ремчукова об оппозиции и закрытии независимых СМИ в России. 

Первые два часа прямой линии были посвящены событиям на Украине и в Крыму. Зрителям была продемонстрирована радость жителей Крыма после присоединения к России, они называли это в прямом эфире «возвращением домой» и долго аплодировали.

Впрочем, остальная часть прямой линии по тональности такой уж пасторальной не была. В числе первых вопросов ведущий попросил Владимира Путина прокомментировать разговоры о возможной причастности России и российских военных к событиям на юго-востоке Украины.

Владимир Путин, президент России: Чушь это все. Нет на востоке Украины никаких российских подразделений. Нет ни специальных служб, нет инструкторов, это все местные граждане. И самым лучшим доказательством этому является то, что люди, что называется, в прямом смысле слова сняли маски. И своим западным партнерам я сказал: им некуда уходить, они никуда не уйдут. Они хозяева этой земли. И нужно разговаривать с ними.

«Очередное серьезное преступление киевских властей против мирных жителей», —  так назвал Путин использование украинских военных на юго-востоке страны. А вот в Крыму, как выяснилось, российские военные все-таки способствовали проведению референдума  — так Путин ответил на вопрос ведущих о «зеленых человечках». Как ни странно, именно такую формулировку сегодня использовали и ведущие федерального российского телеканала.

Владимир Путин, президент России: В принципе, я уже об этом сказал, и говорил неоднократно. Говорил несколько глухо, публично, но в разговорах со своими иностранными коллегами я не скрывал, что наша задача заключалась в том, чтобы обеспечить условия для свободного волеизъявления крымчан. И поэтому мы должны были предпринять необходимые меры, чтобы события не развивались так, как они сегодня развиваются в юго-восточной части Украины. Чтобы не было танков, боевых подразделений националистов и людей с крайними взглядами, но хорошо вооруженными автоматическим оружием. Поэтому за спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие. Они действовали очень корректно, но, как я уже сказал, решительно и профессионально. По-другому провести референдум открыто, честно, достойно и помочь людям выразить свое мнение, было просто невозможно. Вы все-таки имейте в виду, что в Крыму находилось свыше 20 тысяч военнослужащих, хорошо вооруженных. Там только одних систем S-300 – 38 пусковых установок. И склады с вооружением, и эшелоны боеприпасов. Нужно было оградить людей даже  от возможности применения этого оружия в отношении гражданских лиц.

Политик Ирина Хакамада обратила внимание на значение этих слов.

Ирина Хакамада, общественный деятель: Как уж произошло, так произошло, но вы победитель. Вы действительно провели супер-операцию без единого выстрела. Я вас поздравляю с тем, что вы сегодня честно сказали, что «зеленые человечки» - это мирные наши военные, которые защищали русских людей. Это очень важно публично говорить о таких вещах, чтобы не было потом спекуляций нигде.

Россия при этом, впрочем, силой Крым не присоединяла, а  до обнародования результатов референдума само это решение Владимир Путин не принимал,  но а когда уж принял, в его окружении никто против не был. Собирается ли Россия вводить войска на юго-восток Украины, об этом у Путина тоже сегодня спросили. Президент, впрочем, заявил, что надеется на то, что до этого не дойдет.

И вообще, как выясняется, Россия выступает за мирное решение проблемы и советует использовать такую же, мирную, стратегию и киевским властям. «Навести порядок на Украине можно только путем демократических процедур, а не использованием вооруженных сил, танков и авиации», — заявил Путин.

Вообще, по его мнению, компромисс следует искать участникам конфликта на Украине, а не третьим сторонам. Обеспечение прав русскоязычного населения Украины Путин называл главным вопросом урегулирования кризиса.

Владимир Путин, президент России: Вопрос в том, чтобы обеспечить законные права и интересы русских и русскоязычных граждан юго-востока Украины. Напомню, что это, пользуясь терминологией еще царских времен, Новороссия. И Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса не входили в состав Украины в царские времена. Это все территории, которые были переданы Украине в 1920-е годы советским правительством. Зачем они это сделали? Бог их знает.

Впрочем, при этом Аляску Владимир Путин пообещал не присоединять. «Зачем она вам?», —   воскликнул российский президент, отвечая на вопрос пенсионерки Фаины Ивановны.

Не менее бурное обсуждение, во всяком случае, среди интернет-пользователей, вызвало выступление телеведущего Дмитрия Киселева.

Дмитрий Киселев, журналист, глава агентства «Россия сегодня»: Здравствуйте, Владимир Владимирович. Обещали здесь формат видеовопросов. Я хотел бы его каким-то образом поддержать, поскольку с электроникой что-то не очень складывается, я создам образ пальцами, буквально на пальцах. Вот кольцо. Мне кажется, наша страна оказывается в этом кольце. Я лично чувствую какие-то удушающие ощущения, что кто-то меня душит. Мне кажется, это НАТО, поскольку блок НАТО разрастается, словно раковая опухоль. Буквально за последние 25 лет проглотил наших союзников по Варшавскому договору. Потом некоторые части Советского Союза, прибалтийские страны. Разинул пасть на Грузию и уже на Украину. В штаб-квартире НАТО говорят, что целесообразно, наверное, и Украину принять в ряды НАТО, а вы говорите, что блоковая система отмирает. Не могу с этим согласиться, ощущая такие удушающие движения со стороны этого блока. Конечно, можно сказать, что я параноик, и это у меня паранойя. Но как говорится, если у вас паранойя, это еще не значит, что вас не преследуют. Не обо мне речь, а об этом расширении блока НАТО. Где красная черта? Есть ли она? И как вы себя ощущаете как лидер страны, конечно? Ничего личного.

Владимир Путин, президент России: Мы сами всех задушим, что вы так боитесь, ну?

Дмитрий Киселев, телеведущий: Никакого страха нет, естественно, но где эта красная черта и где остановиться? Есть ли пределы, и кто их положит?

Владимир Путин, президент России: Страха у нас нет, ни у меня нет, ни у кого не должно быть. Но мы должны исходить из реалий. А реалии – вы сейчас достаточно образно и в присущей вам блестящей манере описали, нагнали на нас определенного страху, но, повторяю еще раз, я бы не стал ничего бояться. Мы трезво должны оценивать ситуацию.

Еще один примечательный вопрос  — это вопрос про санкции против бизнесменов Геннадия Тимченко, Юрия Ковальчука и братьев Ротенбергов. Президент признался, что ему за них не стыдно.

Владимир Путин, президент России: Они, конечно, абсолютно никакого отношения к Крыму не имеют. Просто никакого. А вот жена Геннадия Николаевича Тимченко сделала операцию и не могла даже заплатить за операцию, потому что ей заблокировали счета и карточки. Это, конечно, просто нарушение прав человека, на самом деле. И ничего общего со здравым смыслом не имеет. Но должен вам сказать, что мне не стыдно за моих друзей. О событиях в Крыму они, так же, как уверен, многие граждане России, узнали об этом с экранов телевизоров, но встречали со слезами на глазах в прямом смысле этого слова.

Спросили у российского президента и о судьбе его украинского коллеги   Виктора Януковича, который в последние разы появляется на публике в Ростове на Дону Владимир Путин, как и сам Виктор Янукович, полагает, что Янукович из Киева не бежал   он просто был вынужден покинуть Киев. При этом Путин заметил, что  если бы он сам оказался на месте четвертого президента Украины, воспитание сотрудника КГБ СССР ему бы не позволило себя так повести.

Тему спецслужб продолжил и бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден, который сегодня тоже внезапно решил задать вопрос. Напомню, как и Виктор Янукович, Сноуден находится в России. «Прослушивает ли Россия других? Собирает ли персональные данные пользователей интернета?» —  поинтересовался Сноуден.

Владимир Путин, президент России: Конечно, специальные службы должны соответствующим образом в этой же среде, используя современные способы и средства, реагировать и бороться с преступлениями, в том числе террористического характера. И, конечно, мы это тоже делаем, но такого массового масштаба, бесконтрольного масштаба, мы, конечно, себе не позволяем. И надеемся, я очень надеюсь, никогда не позволим. 

Помимо Украины и спецслужб, обсуждали во время этой прямой линии ЖКХ, нефть, газ, сотрудничество с Китаем и даже Людмилу Путину. «Когда же мы ее увидим?»  — раздался вопрос. «Мне надо сначала бывшую жену замуж выдать», —  ответил Владимир Путин.

Другие выпуски