Что стало с Абхазией за шесть лет и как ее разъедают клановость, коррупция и зависимость от России

02/06/2014 - 21:12 (по МСК) Мария Макеева, Тихон Дзядко

Политический кризис в Абхазии ставит под угрозу только что начавшийся курортный сезон в республике. После конфликта 2008 года количество туристов каждый год росло, но теперь иные условия: появилось новое приоритетное курортное направление   точнее, сразу два: Сочи и Крым. К тому же в Абхазии вдруг снова оказалось неспокойно. 

Абхазия и Южная Осетия с 2008 года после пятидневной войны живут по-новому. И если Южная Осетия практически полностью зависит от России, экономика там практически отсутствует, то в Абхазии ситуация все-таки поживее, хоть на две трети бюджет и финансируется из России. Сразу после войны только на строительство и восстановление инфраструктуры Москва выделяла по два миллиарда рублей в год. Теперь дают по миллиарду. Добавьте к этому адресную поддержку и выплаты бюджетникам.

Не всеми признанная независимость сыграла Абхазии на руку. Началось возрождение туризм, а  это главный локомотив экономики республики. Россияне резко вспомнили о Гаграх и Сухими в 2009 году, на следующее лето после войны с Грузией, ведь тогда про Абхазию много говорили на телевидении, как сейчас про Крым. Реклама сработала. Если до войны в Абхазию, по данным ФСБ России, ездили примерно 300 400 тысяч туристов в год, то после конфликта цифры начали расти каждый год. Сегодня их уже в два раза больше – 800 тысяч.

Надо признать, российские власти постарались для этого. Модернизировали инфраструктуру, построили новые отели, новые частные гостиницы появляются там каждый год. По данным журнала «Экспер», в 2009 году в Гагрском районе было 10 тысячи мест размещения, прошлым летом — уже 11 тысяч. Гостиницы строятся небольшие, на 10-20 номеров, окупаются они за два года . Кроме того, РЖД модернизировала железную дорогу. В 2012 м появился поезд Москва–Сухуми.

 Как уверяют в Ассоциации туроператоров России, Абхазия продолжает пользоваться популярностью и после присоединения Крыма. Ведь  цены на отдых там значительно ниже, чем в Краснодарском крае и даже теперь в Крыму. Это главное преимущество региона.  К тому же в Абхазию едут ценители дикого отдыха – за природой, которую даже на полуострове не всегда отыщешь. Бывший президент Анкваб там и говорил в апреле: «Крым и Абхазия не конкуренты, так как  курорты немного отличает специфика». Такое заявление он сделал в Москве на международной туристской выставке ярмарке. Кстати, по ее итогам тоже было отмечено, что спрос на Абхазию продолжает набирать обороты. и он даже немного превышает прошлогодние продажи. Путевки в Абхазию начинают скупать еще зимой. И на настоящий момент – показатели в норме.  Так что ни Крым, ни даже политический кризис не помеха, по крайней мере, так считают в Ассоциации туроператоров России. 

Илья Уманский, вице-президент Ассоциации туроператоров: Судя по динамике бронирования, динамике продаж путевок, абсолютно никак появление еще одного массового курортного направления,  которое всегда было, но его активное продвижение сегодня никак не повлияло. В последние дни на прошлой неделе в связи с событиями в Абхазии был такой незначительный провал в продаже, где-то в пределах 10 процентов ежедневных продаж. Отказов массовых или аннуляций путевок не было. В настоящий момент сегодня мы видим некую компенсацию предыдущих дней, продажи идут с превышением. Поэтому ситуация нормализовалась, туристы поедут, курорты будут загружены. 

Однако проблем хоть отбавляй. И это признавал Анкваб.   Для решения всех инфраструктурных и экономических потребностей, говорил он, необходимо 83 миллиарда рублей. Таких денег нет, поэтому восстанавливают все точечно, не глобально. До сих пор в Сухуми не летают самолеты. Приходится добираться через Сочи, а оттуда десять километров на автобусах. Большинство «дикарей» по советской привычке приезжают на машинах. Отважных путешественников на поезде немного. Время в пути – 45 часов. К тому же в Абхазии трудно купить недвижимость, домик у моря — много юридических ограничений.

Опять же безопасность: на пляжах Абхазии не раз взрывались снаряды. Есть даже убитые и раненые. В этом плане Абхазии помогла Олимпиада в Сочи, ведь игры проходили прямо рядом, значит и за безопасностью следили с особым вниманием. К тому же инфраструктурные изменения немного коснулись абхазов. Опять же построили отдельную железную дорогу из Сочи в Сухуми.

Сочи из-за пешей доступности влияет и на экономику Абхазии. Правда, скорее на теневую: Сочи неофициально стал рынком сбыта для абхазских фруктов, преимущественно знаменитых мандаринов. Каждый день сотни людей пересекают реку Псоу, чтобы продать нелегально на границе свои цитрусовые по низкой цене. Другого выхода у них нет – ведь зарплаты в самой Абхазии маленькие, сельское хозяйство в упадке, а вся Россия уже давно перешла с абхазских мандаринов на испанские и марокканские.

В Абхазии есть внутренние точки роста, но клановость, коррупция и зависимость от России  тормозят экономическое развитие. Приближенные к власти бизнесмены обогащаются за счет туристов, но на республике это никак не отражается. Средний класс отсутствует. Вот, например, из последних решений Анкваба: он начал продвигать проект добычи нефти на черноморском шельфе Абхазии, для этого заключил соглашение с компанией «Роснефеть». Это при том, что перспективы этих запасов до конца неясны. Да и к тому же идея добычи нефти в туристически ориентированном месте – весьма сомнительна. В то время как на важные проекты денег не хватает.

Другие выпуски