«Политическая игра». Как и почему освободили Самуцевич. Репортаж

10/10/2012 - 17:26 (по МСК) Мария Макеева, Дмитрий Казнин
Одну из Pussy Riot отпустили: Екатерина Самуцевич вышла на свободу сегодня, прямо в зале Мосгорсуда. Суд все-таки прислушался к доводам ее нового адвоката Ирины Хруновой, которая говорила, что Самуцевич провела на солее Храма Христа Спасителя лишь 15 секунд, а не минуту, и вообще не совершала того, что в показаниях потерпевших называлось бесовскими дрыганьями, а в приговоре суда – хулиганством.
То есть проще говоря, она не танцевала у алтаря. За это Мосгорсуд решил заменить Самуцевич наказание на условное, а Надежда Толоконникова и Мария Алехина отправятся в колонию – им приговор оставили в силе, это два года лишения свободы. Сегодняшний день в Мосгорсуде провела Елена Шмараева.

Шмараева: Сегодняшнюю кассационную жалобу, которую подготовили адвокаты Марк Фейгин, Николай Полозов, Виолетта Волкова, а затем защитники Екатерины Самуцевич Ирина Хрунова и Фарид Муртазин, рассмотрела тройка судей Мосгорсуда. Все адвокаты выступали по отдельности, причем между защитниками наблюдалась некоторая холодность, которая выразилась даже в том, что трое адвокатов, которые были в процессе самого начала, сидели через один стул от адвоката Ирины Хруновой, которая к ним присоединилась только на этой стадии.

Сначала выступила Виолетта Волкова, она попросила провести по делу новую психолого-лингвистическую экспертизу. Заявила, что те эксперты, которые участвовали в деле до этого - это Вера Абраменкова, эксперты Понкин и Троицкий - были ангажированы. Также Виолетта Волкова потребовала приобщить к делу интервью Абраменковой нашему телеканалу. Я напомню, что психолог Вера Абраменкова говорила, что она делала свои выводы не только на основании тех материалов, которые предоставило следствие, но и на основании ролика, с которым она самостоятельно ознакомилась в блоге Pussy Riot. Вот это нарушение Виолетта Волкова требовала учесть. Адвокат Николай Полозов говорил о том, что его подзащитные Мария Алехина и Надежда Толоконникова - матери малолетних детей. Дочери Толоконниковой Гере – 4 года, сыну Алехиной Филиппу – 5 лет, и что суд должен был это учитывать, при вынесении приговора. Я отмечу, что в приговоре Хамовнического суда говорится, что он эти факты учел, но вот при этом все равно считает, что они должны отбывать реальное наказание, эти два года.

Также Полозов требовал вызвать всех тех свидетелей уже в Мосгорсуд, в вызове которых было отказано на стадии рассмотрения дела в Хамовническом суде - это следователи, эксперты, очевидцы того, что происходило в Храме Христа Спасителя.

Адвокат Марк Фейген завершил выступление этой тройки адвокатов тем, что напомнил про процессуальное нарушение. По его мнению, было нарушено право подсудимых на защиту.

Затем выступила адвокат Ирина Хрунова, которая рассказала, что Екатерина Самуцевич не в той мере участвовала в действиях, которые Pussy Riot совершали в Храме Христа Спасителя в этом так называемом панк-молебне. Она детально описала, что происходило, причем ссылалась на показания потерпевших по делу, говорила, что Самуцевич провела 15 секунд всего у алтаря, что ее, в частности, вывел охранник Белоглазов. Все это Ирина Хрунова, я думаю, расскажет нам сегодня сама.

В итоге, Мосгорсуд согласился, что роль всех девушек была разной и что это не учтено в приговоре Хамовнического суда. И решение было неожиданным абсолютно для всех. То, что Екатерина Самуцевич не просто получит, например, меньший срок - год, - а вовсе выйдет на свободу. Ей изменили срок на условный, и это решение было неожиданным и для самой Ирины Хруновой, как она сама сказала.

Давайте послушаем ее заявление сразу после выхода из зала Мосгорсуда.

Хрунова: Два юриста – три мнения, есть такая пословица. Кто какую тактику выбирает, какая правильная будет – предсказать невозможно. Я просто очень рада, что именно та позиция, которую я предложила Екатерине неделю назад, она оказалась правильной. Но я могла тоже ошибаться. Параллельно, после вступления приговора в законную силу, мы можем сделать не так много вещей. Мы можем обратиться с надзорной жалобой сначала в Мосгорсуд, а потом с надзорной жалобой в Верховный суд. И параллельно у нас есть шесть месяцев для обращения в Европейский суд по правам человека.

Шмараева: По мнению остальных защитников, это сегодняшнее решение, оно все-таки не чисто судебное, а политическое. Они считают, что на суд продолжает оказываться давление. В частности, адвокат Марк Фейген сегодня потребовал, чтобы Мосгорсуд вынес частное определение в адрес Владимира Путина за то, что президент высказался о своем отношении к приговору по делу Pussy Riot. Но этого суд делать не стал, а вместо этого подзащитным Фейгина - Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной - оставил срок без изменения.

Вот что говорил Марк Фейгин после сегодняшнего заседания.

Фейгин: Получается, мы имеем дело с какой-то политической игрой. Политическая игра выражается в том, чтобы либо расколоть, разъединить участниц Pussy Riot, заставить их относиться разным образом к приговору и к тому, что было связано с процессом. Это очень плохо. Очень плохо.

Шмараева: Интересно, как отреагировала на решение Мосгорсуда адвокат Лариса Павлова, которая представляет интересы потерпевших. В суде, во время заседания она говорила, что все три девушки должны оставаться за решеткой, должны отбывать срок в колонии, что это позиция ее и ее доверителей. Однако, выйдя из здания Мосгорсуда, она заявила, что в принципе таким решением удовлетворена, и добавила, что Екатерину Самуцевич от тюрьмы спас ее доверитель - охранник Храма Христа Спасителя.

Павлова: Ее спасло то, что охранник ее вывел до того, как она совершила в полном объеме все преступления. Поэтому ее роль, конечно, она немножко меньше, но суд это учел. Это как раз положительный момент, о независимости суда говорит.

Шмараева: Ну а что касается самой Екатерины Самуцевич, то ее суд постановил освободить прямо в зале суда. Но это произошло все-таки несколько позже: потребовались какие-то формальности для того, чтобы отпустить ее и не отправлять снова в СИЗО после 178 дней, которые она там провела.

После того, как Екатерина Самуцевич вышла из здания Мосгорсуда, она попала буквально в оцепление. Я надеюсь, мы сейчас сможем на это посмотреть. Плотнейшее кольцо журналистов, из которого ее друзьям пришлось ее буквально если не выносить на руках, то, обступив плотным кольцом, выводить.

Екатерина пока не дала никаких подробных комментариев тому, что произошло. Она только сказала, что она будет продолжать добиваться своего полного оправдания, что она будет поддерживать девушек, как сможет. А после этого буквально вместе с друзьями убежала от назойливой прессы. Такой погони журналистов за освобожденной из зала суда обвиняемой Мосгорсуд еще не видел. И вот после этого Екатерина Самуцевич уехала в неизвестном направлении, сказав, что берет пока тайм-аут молчания, но буквально через пару дней ответит на все интересующие журналистов вопросы.
Также по теме
    Другие выпуски