Член СПЧ Илья Шаблинский: Толоконникову переведут в колонию-поселение в Красноярске

18/10/2013 - 21:37 (по МСК) Тихон Дзядко, Лика Кремер

Участница Pussy Riot Надежда Толоконникова будет переведена из мордовской колонии номер 14 в колонию-поселение в Красноярске. Об этом в пятницу, 18 октября, сообщил в эфире ДОЖДЯ член Совета по правам человека при президенте России, юрист и профессор ВШЭ Илья Шаблинский. «Насколько я знаю, ее (Толоконникову – ДОЖДЬ) переводят в Красноярск. Это будет колония-поселение – режим немного изменится», – сказал Шаблинский. Он пояснил, что узнал об этом от сотрудника центрального аппарата ФСИН России, фамилию которого он называть не стал.

Дзядко: Насколько такое странное развитие событий укладывается в логику событий, которые вы наблюдали, когда ездили в поселок Парца и общались с Толоконниковой?

Шаблинский: Та информация, которая стала известна утром, была тревожной. Несколько дней назад стало известно, что одна из осужденных женщин, которая давала нам довольно важные сведения, Ксения Иващенко, отражена в отчете, она встречалась с Еленой Масюк, была отправлена в штрафной изолятор совсем недавно и вроде бы избита. Эта логика была совсем неприятна.

Дзядко: Вам кажется, что это произошло, потому что она рассказывала вам про нравы в колонии?

Шаблинский: Да. Получается, что прошло примерно три недели, и то, о чем нас предупреждали, начало происходить. Перевели Ксению в штрафной изолятор вне ИК-14, в какой-то изолятор недалеко от станции Потьма.

Кремер: То есть ее по сути перевели в другую колонию.

Шаблинский: Я хотел бы уточнить эту информацию.

Кремер: Это пока что единственная история мести тем, кто с вами разговаривал и рассказывал о ситуации в исправительной колонии?

Дзядко: И можно ли события, происходящие с Надеждой Толоконниковой, воспринимать в качестве такой же мести?

Шаблинский: Мне это неприятно и тяжело. Я несу ответственность за то, что с Ксений Иващенко происходит. Утром  стало известно про Толоконникову, что ее перевели и что ее возвращают в 14 колонию и не собираются переводить  в другой регион, как она просила.

Кремер: В середине дня появилась информация о том, что ее переводят в другую колонию. Как вы отреагировали уже на эту информацию?

Дзядко: Это же беспрецедентная история, что ФСИН таким образом реагирует на давление одного из осужденных.

Шаблинский: Вообще мнение осужденного о том, в какой колонии находиться, для исправительной колонии играет совершенно незначительную роль. Насколько я знаю, ее переводят в Красноярск, и это будет колония-поселение, то есть режим немножко изменится.

Кремер: ФСИН написал, что информация будет доступна через 10 дней после перевода и только родственникам. Откуда вы это знаете?

Шаблинский: Давайте проверим через несколько дней. Я получил такую информацию. Мне кажется, это не секрет. Если это так, те представители ФСИН, которые эту информацию сообщили, действовали с учетом мнения Общественного совета по правам человека – это очень хорошо.

Кремер: 4 дня назад Виолетта Волкова, которая сегодня загадочным образом якобы появилась в колонии у Надежды Толоконниковой, написала в твиттере, что по ее информации Толоконникову переводят в Чувашию.

Шаблинский: Не знаю, мне дали такую информацию. Я могу сослаться на конкретного представителя ФСИН, но, наверное, не стоит. Я надеюсь, что у Надежды все будет нормально. Судьбы осужденных органы общественного контроля смогут как-то отслеживать, чтобы их не избивали, чтобы они нормально питались, чтобы у них были выходные. Ясно, что в любом случае в этих местах будет суровый режим, но надо, чтобы было хотя бы по закону. Меня беспокоит судьба Ксении Иващенко. Она Надежду Толоконникову тоже беспокоила. Она говорила, что вы получили информацию, а из-за этого у людей будут ломаться судьбы, над ними будут издеваться. Ксении немного осталось до выхода, но за полтора месяца человека могут в неизвестно какое состояние привести.

Кремер: Что произойдет в 14 колонии, как изменится там обстановка?

Шаблинский: Легче предположить, что ничего, но я бы хотел, чтобы там вернули женщинам-осужденным выходные-воскресенья, которых они были почти лишены. Что касается нормирования рабочего дня и оплаты, было заявление руководства ФСИН о том, что  увеличивают оплату, но давайте его проверим, чтобы им платили не тысячу в месяц при таких нечеловеческих условиях, а несколько больше. Это просто было бы честно и по закону.

Кремер: Были информация о том, что Толоконникову пытаются заставить подписать некоторую бумагу о том, что она должна перевестить в 13 колонию?

Шаблинский: Я думаю, она никогда бы такого не подписала. В 13 колонии хуже, чем в 14. Там жаловались на администрацию, условия хуже.

Ранее в пятницу Толоконникова заявила, что накануне вечером начальник тюремной больницы (ЛПУ-21) Сергей Торчков предложил написать ей заявление о переводе в ИК-13, расположенную по соседству с ИК-14. Толоконникова отказалась, после чего ее силой затолкали в автозак и этапировали в ИК-14. С этого момента Толоконникова возобновила голодовку.

Толоконникова потребовала перевода в другую колонию в конце сентября. Они заявила о нарушении прав заключенных в ИК-14 и угрозах со стороны руководства колонии. Также Толоконникова объявила голодовку, которую ей пришлось прервать через несколько дней по медицинским причинам.

Другие выпуски