Чем занимаются наемники и частные армии, и как это планируют изменить депутаты Госдумы?

30/06/2014 - 19:04 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Депутаты от ЛДПР предлагают внести изменения в Уголовный кодекс в части понятия «наемничество». Ярослав Нилов и Андрей Свинцов предлагают дополнить статью следующим абзацем: «Наемником не признаётся лицо, которое не преследует корыстных целей, действует по внутреннему убеждению, по собственной инициативе в защиту гражданского населения, медицинского персонала, журналистов и других лиц, не участвующих в военных действиях».

Минобороны и Госдума готовят законопроект о частных военных компаниях. Уже в минуты на Охотном ряду начнутся первые обсуждения. Текста документа пока нет, но принять закон парламентарии намерены как можно быстрее. В Госдуме не скрывают, что пишут документ, в том числе, и из-за войны на востоке Украины. Кто будет служить в частных военных компаниях, и с кем воевать?

Карина Орлова: Идея создать в России частные военные компании не нова. Еще весной 2012 года такой проект поддержал Владимир Путин, тогда премьер-министр страны. В качестве примера ссылаться естественно на самую известную частную военную компанию в мире – американскую Blackwater, два года назад говорили, что ее специалисты работали в Ираке и Афганистане, сейчас российские депутаты утверждают, что сотрудники Blackwater участвуют на стороне украинских военных, поэтому и в России необходимо создать частные военные компании. Понятно, что для работы таких организаций необходимы постоянные военные конфликты – они служат не только как объект использования частных военных компаний, но и как поставщик кадров для них же – и Blackwater, и другие ЧВК состоят из ветеранов и военных запаса.

Военный эксперт и главный редактор журнала Национальная оборона Игорь Коротченко уверен, что проблем с кадрами в российских частных военных компаниях не будет:

Игорь Коротченко, военный эксперт, главный редактор главный журнала «Национальная оборона»: Разумеется, ресурсы всегда есть, если мы говорим про человеческий материал. Во всех странах частные военные компании формируются из бывших офицеров спецслужб и из бывших военных, особенно тех, которые прошли службу в спецназе. На рынке труда присутствует достаточно много профессионалов. Любой солдат-контрактник либо сержант-контрактник может быть заинтересован в том, чтобы проходить службу в частной военной компании. Что касается оружия, очевидно, речь идет о легком стрелковом оружии, а также о бронированных автомобилях. Но, разумеется, речь не идет о создании частных армий, которые будут вооружены тяжелой артиллерией, танками, БТР и авиацией. Нет, конечно. Это прерогатива государственных структур.

Военный эксперт Павель Фельгенгауэр, наоборот, считает, что для появления частных военных компаний в России нет основы – то есть спроса и предложения.

В США в таких компаниях служили ветераны Иракской и афганской войск, а основными их нанимателями было американское правительство. И действовало это на основе аутсорсинга – когда выполнять некоторые функции государству было выгоднее перепоручить частным военным компаниям, а не армии. В России же есть спрос на частные охранные компании, а на военные – нет. Потому что россияне быть госслужащими, а не состоять на  частной службе:

Павел Фельгенгауэр, независимый военный обозреватель: Вряд ли из этого вырастут такие профессиональные вещи, как Blackwater, например. Потому что Blackwater же сам не воюет, они либо специалистов предоставляют как инструкторов, либо по аутсорсингу выполняют кое-какие специфические функции. Частные военные компании занимаются аутсорсингом, но воевать полноценную войну они, в принципе, не могут. И не берутся за это, и не могут. У нас какое-то, видимо, неправильное представление, что это какие-то армии наемников будут где-то воевать. Но хотя нужны, конечно, инструкторы. Вот наверняка для всяких боевиков, в том числе и на востоке Украины, и с той и с другой стороны, им нужны качественные инструкторы для ведения боя в городской местности, не городской местности. Но это именно инструкторы, они за них воевать не будут, они их учить будут. Так что я думаю, закон-то примут какой-то, наверно, а по сути из этого ничего большого и серьезного не получится.

Кроме того, напоминает Павел Фельгенгауэр, после экс-министра Обороны Анатолия Сердюкова, который ввел в российской армии аутсорсинг, это слово, мягко говоря, не очень популярно в вооруженных силах. Так что итогом появления закона о частных военных компаниях может стать то, что добровольцы казаки, например, получат какой-то официальный статус, а больше ничего не изменится.

В заключение хочу напомнить, что в конце прошлого года разгорелся скандал вокруг предположительно незаконных военных формирований в Чечне. Член комитета по обороне Госдумы Алексей Журавлев направил запрос в ФСБ с просьбой проверить видеокадры грозненского телевидения.

На них, как вы видите, глава Чечни Рамзан Кадыров приветствует людей в военной форме без опознавательных знаков. Депутат потребовал проверить, что за подразделение, из кого оно состоит, кому подчиняется и на основании чего действует. Автор сайта с националистическим уклоном «Спутник и погром» предположил, что глава Чечни Рамзан Кадыров готовит собственные, незаконные вооруженные группы при участии элитных спецназовцев России. 

Другие выпуски