Частный самолет в Берлин. Как немецкие связи Путина помогли в операции по освобождению Ходорковского

20/12/2013 - 21:11 (по МСК) Тихон Дзядко, Лика Кремер

Вечером 20 декабря появились первые фотографии Ходорковского на свободе, где он в аэропорту Берлина жмет руку экс-министру иностранных дел страны Гансу Дитриху Геншеру, с ними на фотографии присутствует Александр Рар, известный в России политолог, которого, правда, принято считать скорее европейским пиарщиком Кремля и «Газпрома». Появление Михаила Ходорковского именно в Берлине, очевидно, не случайно. Как раз версия об участии немецких политиков в освобождении Михаила Ходорковского рассматривалась в качестве наиболее вероятной. 

Как сообщил в своем первом заявлении в берлинском аэропорту «Шенефельд» Михаил Хордорковский, прошение о помиловании он направил Владимиру Путину еще 12 ноября. «О признании вины речи не шло», - заключил он.  Путин отреагировал только в четверг, 20 декабря. Как и в случае с покойным ныне Борисом Березовским, президент сообщил о поступившем ему письме, прошении, где Ходорковский просит о помиловании, как мы теперь знаем со слов самого Ходорковского, без признания вины.

По данным ДОЖДЯ посреднические переговоры между Ходорковским и Путиным шли последние годы. Но тогда президент публично требовал от экс-акционера «ЮКОСа» признания вины: «Если будет признание, рассмотрю». Последний раз президент публично заявлял об этом во время  итоговой пресс-конференции в 2011 году. Сейчас прошение удовлетворено безо всякого признания.

По данным СМИ, в том числе и источников ДОЖДЯ,  на такое стремительное развитие событий повлияла сочинская Олимпиада. В декабре о ее бойкоте заявил президент Германии Йоахим Гаук, сославшись на политических заключенных. Среди тех, кто не приедет в Сочи,   причины, правда, списывали на график – американский президент Барак Обама и президент Франции Франсуа Оланд.  По данным ДОЖДЯ во время своего недавнего визита в Ватикан Путин предложил посетить Сочи даже Папе Франциску. Правда, официального подтверждения этой информации пока нет. 

Стремительный выезд Ходорковского в Германию многие сравнили с эмиграцией 1975 г. Александра Солженциына. Только встречал бизнесмена не Герман Белль, а  бывший дипломат и политик Ганс Дитрих Геншер, работавший при правительстве  Келля.  Был ли с ним знаком Ходорковский раньше, неизвестно. Но ясно одно:  Германия – не случайное направление, и путинские связи пригодились.

Первым из западных политиков на помилование Ходорковского отозвалась Ангела Меркель, до этого едва не чаще других на Западе упоминавшая о деле ЮКОСа. Кроме того, в Берлин Ходорковский прилетел на частном корпоративном самолете немецкого холдинга Betterman, принадлежащего отцу и сыну Ульриху и Андреасу Беттерманну. По данным немецкого новостного агентства DPA, сопроводить Ходорковского их попросил лично Геншер.

Впрочем, на бывшем немецком дипломате история не заканчивается. Среди неофициальных переговорщиков между Путиным и Ходорковским источники ДОЖДЯ называют бывшего канцлера Генрхарда Шредера, а также влиятельного немецкого предпринимателя Ханса Йохима Кербера, председателя правления концерна Metro. По одной из версий, переговоры об условиях помилования и другая курьерская работа проходила именно через них.

Другие выпуски