«Благотворительные фонды паразитируют на российском бюджете». Могут ли запретить лечить детей за границей

03/02/2014 - 21:15 (по МСК) Дмитрий Казнин, Татьяна Арно

Врач Владимир Поляков обвинил их в том, что фонды вывозят больных детей на лечение за границу и тем самым  дискредитируют всю российскую медицину. «Не бывает такого, чтобы ребенок, признанный неизлечимым в России, выздоравливал бы за границей», – считает Поляков.

А сбор денег на лечение за рубежом, по его словам, – чистой воды спекуляция. Что ждет благотворительные фонды? Выясняла Карина Орлова.

Орлова: Главный детский онколог Минздрава Владимир Поляков заявил, что не бывает такого, чтобы ребенок, признанный неизлечимым в России, выздоравливал бы за границей. «Если отечественная медицина признала ребенка инкурабельным, значит он реально инкурабельный», — сказал онколог. Сбор денег на лечение за рубежом, который популяризуют некоторые электронные СМИ, Поляков назвал «чистой воды спекуляцией».

Депутат Госдумы Сергей Калашников пошел еще дальше. Вот что он заявил на сегодняшней пресс-конференции.

Сергей Калашников, глава думского комитета по охране здоровья: При всем патриотизме мы не можем сказать, что мы на сегодняшний день всю линейку онкологических заболеваний лечим в Российской Федерации. Это относится и к детской онкологии. Поэтому неминуемо определенные пациенты, если хотят спасти жизнь и у них есть деньги, вынуждены ехать за рубеж. Второй, что я не могу не сказать, это то, что все-таки многие фонды паразитируют на милосердии и сострадании наших граждан. Достаточно сказать, что в 2012 году все деньги, которые были выделены Минздравом на зарубежную помощь, не были использованы. Это означает, что пробуксовывает механизм предоставления этой помощи и что нет информации о ней. Это означает, что на сегодняшний день многие из тех, кому мы всем миром помогаем, могли бы поехать и за государственный счет, и на это выделялись деньги.

Член правления благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова рассказала, что на самом деле, чтобы больной ребенок получил деньги от государства, фонду часто приходится буквально выбивать эти деньги из государства. Это и есть часть работы благотворительного фонда. О том, что многих детей, которых признали в России инкурабельными, можно вылечить, Екатерина Шергова тоже рассказала нам в интервью.

Екатерина Шергова, член правления благотворительного фонда «Подари жизнь»: Если подобное лечение не может быть оказано в России, решение об отправке ребенка за границу принимает экспертный совет фонда, состоящий из врачей из разных клиник. Возвращаясь к сегодняшнему выступлению Полякова, у нас есть несколько конкретных примеров, когда ребенок здесь был признан врачами одной клиники инкурабельным и ему предложили отправиться домой, а врачами нашего экспертного совета он был признан курабельным, и ребенок поехал на операцию за границу и жив, и здоров. И на это благотворительно собирали деньги. Или есть другие случаи. Есть такой диагноз остеогенная саркома. В нашей стране ее умеют лечить ампутацией. У нас была девочка, которой предлагали ампутировать ногу. А на Западе это заболевание научились лечить без ампутации. Наверное, все-таки лучше сохранить человеку ногу. При этом полностью удаляли опухоль. Речь не шла об улучшении качества жизни, а речь шла о полном выздоровлении. Эта девочка прошла лечение за границей и прекрасно бегает на своих двух ногах.

И фонд «Подари жизнь», и врачи-онкологи, с которыми мы поговорили, подтвердили нам, что ни один ребенок не отправляется на лечение за границу, пока в России не будет подтверждена невозможность его лечения здесь, нужно заключение нескольких врачей.

Но не все фонды в России имею возможность и законное право отправлять детей за границу. После заявлений главного детского онколога России Владимира Полякова у нас возник вопрос – не хотят ли власти запретить каким-либо образом благотворительным фондам отправлять детей на лечение за границу. Сергей Калашников сказал ДОЖДЮ, что этого делать не собираются, и то же самое нам подтвердил советник министра здравоохранения Игорь Ланской.

Игорь Ланской, советник министра здравоохранения: Я хотел бы успокоить общественность, что министерство не планирует запрещать или каким-то образом иначе воздействовать на ситуацию, когда дети лечатся за рубежом. Другой вопрос, что мы призываем всегда взаимодействовать с министерством, и при министерстве есть соответствующая комиссия и некая структура, которая работает с фондами. Если есть такая возможность, мы всегда оказываем помощь детям здесь, в России. В министерстве есть соответствующие средства, они выделяются для оказания помощи.

Другие выпуски