Бананано-технология: художники объясняют, как, по их мнению, Бугаев-Африка присвоил их картины

05/08/2013 - 22:02 (по МСК) Дмитрий Казнин, Лика Кремер
Петербургские художники подали в суд на Сергея Бугаева, известного также по кличке «Африка», обвинив его в том, что он незаконно владеет их картинами. Пропавшие еще в 1980‑х годах картины всплыли на выставке «АССА: последнее поколение ленинградского авангарда» в музее Академии художеств в Санкт‑Петербурге.

Петербургские художники подали в суд на Сергея Бугаева, известного также по кличке «Африка», обвинив его в том, что он незаконно владеет их картинами. Пропавшие еще в 1980‑х годах картины всплыли на выставке «АССА: последнее поколение ленинградского авангарда» в музее Академии художеств в Санкт‑Петербурге.

Об очередном скандале вокруг символа перестройки, в недавнем времени – доверенного лица Владимира Путина – Родион Чепель.

Чепель: Речь идет о почти 30 полотнах и объектах. Художники Олег Зайка, Евгений Козлов, Олег Маслов, Инал Савченков обвинили художника Сергея Бугаева «Африку» в незаконном владении картинами их авторства. До сих пор свои картины художники считали утраченными.

Олег Маслов, художник: Несколько художников, включая меня, требуют вернуть свои картины, которые находятся незаконно в его коллекции, которые находились 25 лет в «африканском» плену. После 25 лет умалчивания их он явил их миру после двух замечательных выставок, посвященных «Новым художникам».

Объединение «Новые художники» - это была сформировавшаяся вокруг Тимура Новикова самая известная группа авангардистов в перестроечном Ленинграде. В мае в лондонском музее Виктории и Альберта открылась выставка, посвященная Дэвиду Боуи. Вот «Новые художники», и дружественный им музыкальный коллектив Сергея Курехина «Поп-механика» - это такой коллективный Боуи российского разлива, и посвященная им выставка – событие важное. Но это уже третья за последние три года и состоит только из работ из коллекции Бугаева «Африки», при этом в каталоге выставки имена владельцев картин указаны не были. Все картины выполнены в 80-е, это время выхода легендарного фильма «Асса» режиссера Сергея Соловьева, где 20-летний Бугаев исполнил главную роль мальчика Бананана. Тогда все стороны нынешнего конфликта – и Бугаев, и художники-истцы – дружили и выставляли свои картины вместе.

Олег Маслов, художник: В конце 80-х годов были выставки, которые группа «Новые художники» делала за границей, а также концерты «Поп-механики». В связи со сложностями вывоза картин за границу в советское и постсоветское время, картины иногда вывозились как декорации концерта «Поп-механики», а на самом деле выставлялись в выставочных залах и имели большой успех. Оттуда, когда представителем «Новых художников» был «Африка», они очень редко возвращались.

Среди пострадавших художников – живущий в Берлине Евгений Козлов, который в этом году представлял Россию на венецианском биеннале. Его немецкий куратор Ханнелоре Фобо еще в 1990-е годы активно занималась поисками его утраченных работ, но ничего не нашла. Теперь на выставке «Асса» обнаружилось пять картин, в том числе знаковый портрет покойного ныне экс-барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова.

Организатор выставки – «Институт Нового человека» Сергея Бугаева, созданный Бугаевым «Африкой» в 2007-м для целей пропаганды и образования. Сам его создатель фигурируют в каталоге выставки как ее «научный руководитель».

Андрей Хлобыстин, художник, куратор: Насколько я знаю, он («Африка») был чуть ли не первым художником, который поехал на Селигер, еще до Смоловского и прочих московских активистов. Насколько я знаю по обсуждению в соцсетях среди москвичей, там он получил деньги на «Институт нового человека».

С одним из политических проектов Бугаева был в апреле этого года уже был связан скандал. Тогда музыкальный критик Артемий Троицкий выложил в сеть письма погибшего в марте этого года Владислава Мамышева-Монро, в которых художник рассказывает о том, что Бугаев уговаривал его, известного мастера перевоплощений, принять участие в съёмках, направленных на дискредитацию оппозиции. Бугаев, будучи доверенным лицом Владимира Путина, пригласил Мамышева-Монро в Камбоджу к предпринимателю Сергею Полонскому. И там предложил ему изобразить (цитата по переписке) "половой акт Алексея Навального с Борисом Акуниным и оральный секс Юлии Латыниной с чеченскими сепаратистами". По словам Монро, ему сообщили, что одним из авторов идеи перформанса был Владислав Сурков. Вот что тогда сказал нашему телеканалу сам Артемий Троицкий.

Артемий Троицкий, музыкальный критик: Я себе прекрасно представляю эту встречу: вот тут я сделаю аккурат именно то, чего он ожидал, возможно, от меня на похоронах Владика Папарацци должны приготовиться. Хотя я думаю, что, может быть, кто-то это сделает и до меня.

Ну, вот художники выбрали цивилизованный путь разрешения конфликта. Дело об истребовании произведений искусства из чужого незаконного владения направлено в суд.

Андрей Хлобыстин, художник, куратор: Здесь мы хоть и имеем такое столкновение, как выразился один наш поэт, с «бананотехнологиями», эта выставка являет собой чистейший бананановый отжим, но это технология устаревшая. «Африка» непрерывно трудится, это необыкновенно трудолюбивый и напряженный человек. В нем всегда чувствуется внутренняя работа, видно, что борются в человеке жадность с алчностью. Он уверовал в темную сторону силы и считает, что весь мир плутует. Что мир состоит либо из лохов, либо тех, кто этими лохами управляет и манипулирует, что не есть правда.

Сам Сергей Бугаев «Африка» от комментариев отказывается, а во время бесед со своими бывшими коллегами по «Новым художникам» и «Поп-механике», отправлял их в суд. Судебные заседания по искам художников пройдут 8 и 12 августа 2013 года в Дзержинском районном суде Санкт Петербурга.

Другие выпуски