«Аврора» – Родина вежливых людей. Председатель клуба моряков-подводников и ветеранов флота Игорь Курдин о ремонте легендарного крейсера

21/09/2014 - 15:04 (по МСК) Павел Лобков

Крейсер «Аврора» отправляется на доковый ремонт, покинув свою стоянку у Петровской набережной впервые за 27 лет. Как передает «Фонтанка», у причала прошла торжественная церемония отправки «Авроры». Церемония собрала так много зрителей, что некоторые забирались на деревья, чтобы лучше видеть.

Как передает РИА Новости, одиннадцать вспомогательных судов отбуксируют легендарный крейсер «Аврора» от стоянки у Петровской набережной в Санкт‑Петербурге до Кронштадтского морского завода Минобороны РФ, где ему предстоит ремонт.

«Буксировочная операция началась строго по графику в 10:00 по московскому времени», – рапортовала пресс‑служба Западного военного округа. «Авроре» предстоит преодолеть около 40 километров от стоянки до завода.

Последний ремонт «Авроры» проводился в 1980‑х годах на судостроительном заводе имени Жданова (в настоящее время – «Северная верфь»). Пока «Авроры» не будет на месте, власти города реконструируют Петроградскую набережную и проведут осмотр коммуникаций, к которым подключен крейсер.

В случае если первичный ремонт окажется недостаточным, крейсер вернется на место лишь в 2016 году. Однако если результаты такого ремонта будут отвечать всем требованиям, «Аврора» вновь окажется на своей стоянке уже в ноябре 2014 года.

Крейсер «Аврора» – крейсер 1‑го ранга Балтийского флота типа «Диана». Торжественный спуск крейсера на воду состоялся в 1900 году. Он принимал участие в нескольких войнах XX века. По версии советской историографии, в октябре 1917 года выстрел с «Авроры» стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца.

Лобков: Игорь Кириллович, вы сейчас сопровождаете «Аврору»? Где сейчас «Аврора»?

Курдин: Я на борту крейсера «Аврора» и докладываю вам, что «Аврора» 15 минут, как по плану и положено, в 15 часов «Аврора» зашла в док Велещинского и швартовалась у его стенки. Впереди нас стоит не менее легендарный ледокол «Красин». Завтра начнется доковая операция, то есть осушение дока. «Аврора» и «Красин» встанут на кильблоки, и начнется доковый ремонт, который, по плану, продлится 45 суток.

Лобков: Мы знаем, и это было большой новостью в начале 90-х, что «Аврора» в 1980 году, когда был последний капитальный ремонт, около двух третей корабля были отрезаны и затоплены секретно в Лужской губе. Можете ли вы сказать, что сегодня транспортировалось по Неве? Как можно было оцепить корабль, который огромными шпангоутами, я не знаю, как это называется, огромными железными кронштейнами был прикреплен к набережной? Я сам это видел.

Курдин: Начнем с самого простого: «Аврора» стояла на плаву, это корабль, который находится на плаву и стоит на четырех якорных бочках. А две штанги, которые вы сейчас назвали, это штанги, которые фиксируют положение крейсера, устройство держания, чтобы она гарантировано не приближалась к берегу. Эти штанги были отсоединены, «Аврора» как осталась на своем месте, так никуда и не сдвинулась.

Во-вторых, это абсолютное вранье, что от «Авроры» было отрезано две трети, что «Аврора» ненастоящая. Знаете почему? Потому что действительно с ремонта с 1984 по 1987 год на заводе «Северная верфь», тогдашний завод Жданова, было выяснено, что обшивка корпуса пришла в негодность за многие годы, и пришлось ее заменить. Подчеркиваю: обшивку. Шпангоуты «Авроры», форштевни остались историческими. Заменена обшивка, по тем временам, современную легированную корабельную сталь, гарантии, говорят, что не менее 100 лет.

Лобков: Так в результате аутентичность сохранена или «Аврора» - это новодел? И не станет ли она после ремонта еще большим новоделом?

Курдин: Комиссия ЮНЕСКО, неоднократно проверяющая «Аврору», подтверждает ее подлинность на 75-80%. Обшивку заменили, да, но не корпус корабля. Корпус – это шпангоуты, форштевни. Еще раз повторяю: «Аврора» настоящая. Не надо в этом сомневаться.

Лобков: А что будет входить в этот ремонт? Почему он понадобился, если в 1987 году был сделан такой качественный ремонт?

Курдин: Качественный ремонт был по замене обшивки корпуса. Если у вас есть машина, вы понимаете, что нельзя ездить на машине, которую не ремонтируют почти 30 лет.

Лобков: Но на «Авроре» же никто не ходит.

Курдин: Она на плаву находится. «Аврора» сейчас стоит, это не консервная банка. У «Авроры» сейчас работает собственный дизельный генератор, работают водосливные, противопожарные системы. Она обеспечена своей пресной питьевой водой. То есть это корабль без хода, но на плаву, поэтому мы согласились, что за 30 лет эти системы надо менять. Прежде всего, завести новую систему видеонаблюдения, систему пожаротушения, водоотливные средства. Это корабль.

Лобков: Ваше отношение, что он был выведен из состава военно-морского флота, как я понимаю, еще при министре обороны Сердюкове, и стал музеем, по-моему, сейчас он принадлежит городу?

Курдин: Нет, Павел. У вас просто устаревшая информация. 1 июля прошлого года решением министра обороны России, генералом армии Шойгу «Аврора» возвернута в состав военно-морского флота, конечно, не как боевой корабль, а как корабль боевой славы. Весь день здесь работает военный экипаж с военным командиром. «Аврора» была, есть и, я надеюсь, и останется кораблем №1 российского военно-морского флота, повторяю, с военно-морским экипажем.

Лобков: Я на «Авроре» был последний раз в 1997 году в день 80-летия празднования революции. Там экспозиция была очень революционная, очень коммунистическая, не поменявшаяся с 1987 году. Как я понимаю, в истории «Авроры» были другие страницы, кроме знаменитого выстрела из кормового орудия, это участие в Цусимском сражении …

Курдин: Павел, можно я вас перебью? Я абсолютно с вами согласен, агитация и пропаганда в советское время работала очень хорошо, именно поэтому «Аврора» была сделана символом революции, хотя это совершенно не так. «Аврора» не участвовала в Октябрьской революции, она не давала выстрел для начала штурма Зимнего. Вы можете прочитать об этом в газете «Правда» два дня спустя после штурма.

Лобков: Да, это Эйзенштейн в 1927 году изобразил.

Курдин: …история корабля, участие в русско-японской войне, в Первой мировой, в Великой Отечественной, в гражданской. Это история нашего кораблестроения, нашего флота и символ нашей страны.

Лобков: Да, я помню, был такой в 1937, кажется, путешествие «Авроры» по странам Скандинавии, где «Аврора» заходила в порты Копенгагена, Стокгольма.

Курдин: 1927-1928, «Аврора», будучи учебным кораблем военно-морского флота, совершила несколько заграничных походов с курсантами училища имени Фрунзе, которые впоследствии стали красными командирами, руководителями нашего флота. «Аврора» заходила во многие порты. Это называется демонстрация флага. И вот тогда впервые, кстати, появился термин «вежливые люди», об этом писала газета Швеции. Сказали: «Мы увидели экипаж «Авроры», это были настоящие вежливые люди». Поэтому «вежливые люди» это еще тогда, а не только сейчас. 

Другие выпуски