Ассоциация «Голос»: На деньги американских налогоплательщиков мы подготовили 15 тысяч наблюдателей

17/01/2012 - 15:57 (по МСК)
Сегодня в первый день работы нового посла США в России Майкла Макфола состоялась его встреча с российскими правозащитниками. На ней побывала член ассоциации «Голос» Лилия Шибанова.

Лиманова: Что же вы это, в первый его рабочий день, и сразу к нему устремились, наверное, за деньгами из Госдепа? Получили?

Шибанова: На самом деле, действительно он встречался не со всеми правозащитниками. Там было нас всего человек 6 или 7, у нас достаточно большое в России правозащитное сообщество. Мы действительно партнеры уже с 2004 года. На деньги американских налогоплательщиков мы подготовили, наверное, тысяч 15 российских наблюдателей. Это действительно огромная помощь, которая оказана именно американским народом. Надо сказать, что такая поддержка очень значительная.

Конечно, мы не за этим сегодня собрались. Я думаю, что у господина Макфола были вопросы, прежде всего, о той обстановке, которая в России. Ему, конечно, хотелось услышать от правозащитников нашу точку зрения, потому что государственную он может прочитать в СМИ.

Лиманова: Как вам Майкл Макфол. Говорят, что это человек хорошо знающий Россию, прекрасно говорящий по-русски. Какое впечатление он на вас произвел?

Шибанова: Он очень открытый, прекрасно действительно говорит по-русски. Я думаю, что, пребывая в России в начале 90-х, у него осталось еще то впечатление о России, которая входила в путь реформ. Наверное, это очень символично, что он появился в России сейчас.

Лиманова: Его называют архитектором «перезагрузки», противником Путина. В 2000 году он сказал, что Путин, возможно, будущий Милошевич. В разговоре с ним вы почувствовали какое-то его отношение к представителям российской власти, или он как дипломат уже вынужден полностью скрывать свои чувства?

Шибанова: Во-первых, конечно, как дипломат он даже не затрагивал эту тему. С моей точки зрения, действительно разговор был больше о гражданском обществе, чем о политике, поскольку все-таки встреча была именно с представителями гражданского общества. Здесь мы вообще не поднимали тему Путина как таковую.

Лиманова: Что за история была у вас с группой поддержки?

Шибанова: Замечательная история. Это, я думаю, такая акция, которая, наверное, будет сопровождать теперь всю избирательную кампанию правозащитников и вообще всех гражданских активистов. При выходе с посольства стояла группа операторов с камерами, с девушками, которые их сопровождали – наверное, пар 8.

Среди одного оператора я сразу же узнаю нашего любимого оператора, который врывался в свое время на тренинг «Голоса», эти ребята пытались брать интервью. Мы вышли и отделились известной фразой: «Вы, господа, Сурковская пропаганда». Просто понимая, что все, что будет снято, будет вырезано, и вместо этого мы увидим на экранах нечто совершенно противоположное.

Лиманова: Сегодня появилась неофициальная информация о том, что московские власти приняли решение заменить председателей на трети избирательных участках столицы. Что вам по этому поводу известно, как вы к этому относитесь? Как вы можете объяснить это решение?

Шибанова: Решение странное, потому что, насколько мы знаем господина Горбунова, обычно награждаются всегда председатели комиссии, которые проходят ряд судов по фальсификациям. Они, как правило, получают большие премии. Поэтому у нас большое сомнение, что замена господином Горбуновым председателей комиссии не связано как раз с противоположной оценкой деятельности именно этих председателей комиссии.

Лиманова: По поводу встречи с послом США. Вы, собственно, о президентских выборах говорили?

Шибанова: Мы говорили не о самих выборах, мы говорили о той ситуации, которая сейчас происходит в гражданском обществе с точки зрения подъема этого гражданской активности. Мы говорили о том, что у людей сейчас возникло уникальное ощущение, что они граждане, стало модно наблюдать выборы, что появились совершенно новые тенденции в обществе. Мы как раз говорили о той волне гражданской активности, которая появилась в России. Поскольку им там самим очень удивительно, и нас самих переполняют эмоции по этому поводу. Наш разговор почти час был, каждый из нас больше оценивал именно эту ситуацию.

Лиманова: Поднимался ли этот пресловутый вопрос спонсирования Госдепом неправительственных организаций России? Обсуждался с послом? Ведь говорили о том, что митинги на Болотной и на проспекте Сахарова частично прошли на деньги Госдепа. Макфол об этом знает, что он говорит по этому поводу?

Шибанова: Мы посмеялись по этому поводу, что такое подозрение есть, и насколько оно оскорбило людей, которые вышли на митинги. Да, мы это проговаривали именно с точки зрения того, насколько оскорбительно люди восприняли это обвинение со стороны кандидата на пост президента. Это действительно настолько не просто необоснованное, это оскорбительное было обвинение.

Проплаченные митинги такого уровня не бывают. Проплатить можно 2-3 тысячи человек, может быть, при очень богатых олигархах. И то, я думаю, что они проходят иначе, и совершенно другие лица у людей, которые там присутствуют. Я говорю, что даже для нас это было удивительно, насколько людей всколыхнула та ситуация, которая случилась.

Лиманова: Майкл Макфол, кроме того, что рассмеялся, что-нибудь сказал по этому поводу?

Шибанова: Нет, мы дальше не затевали эту тему. На самом деле, о финансировании вообще речи не было совсем, поскольку надо понимать, что все правозащитные организации, которые получают средства из международных фондов, проходят эту грантовую поддержку через массу конкурсов. И к Макфолу это точно никогда не будет иметь никакого отношения, потому что это средства фондов, которые контролируются достаточно хорошо, без конкурсной основы они не проходят. Это не раздача денег.

Лиманова: Как часто намерены встречаться теперь с послом? Темы для обсуждения?

Шибанова: Опыт показывает, что все посольства проводят такие организованные встречи с разными группами активных граждан, с разными общественными организациями, это обязательно. Кстати, недавно была встреча во французском посольстве, это буквально на прошлой неделе. Это, я бы сказала, протокольные встречи посольств – встречаться с общественным сектором любой страны, где они работают. Я не думаю, что это какое-то особое исключение.

Лиманова: Для вас подобные встречи вряд ли можно назвать протокольными. После сегодняшнего события, когда вас атаковали, можно сказать, представители прокремлевского движения, вам на пользу подобные встречи или во вред все-таки?

Шибанова: Во-первых, это оценка деятельности со стороны международного сообщества. Для нас это принципиально важно. Для нас важно то, что это замечают, это оценивают, организация действительно международного уровня, имеет какой-то вес. Это, правда, важно. С другой стороны, очень приятно, когда посол лично… ты чувствуешь, что он не просто знает твою организацию, он знает о ее деятельности. Это действительно важно, потому что надо понимать, что слишком делаешь, слишком много затрачиваешь усилия и сил. Когда это оценивается, это всегда приятно.

Я бы сказала, что такие встречи, у «Голоса» во всяком случае, проходят очень часто со многими посольствами. С послами – не каждый день. Буквально в декабре посол Австрии приезжал к нам лично в офис, это была, конечно, очень приятная встреча. Когда это понимаешь, что международное сообщество воспринимает наблюдение на выборах как одну из очень важных целей гражданского общества, конечно, очень обидно, когда твое собственное правительство оценивает это ровно противоположно. И тем более, организует такие провокации, которые, конечно, идут на подрыв имиджа организации в целом.

Лиманова: В общем, несмотря на то, что говорят про вас – «шакалите у посольств» - вы это дело не прекратите.

Шибанова: Мы у посольств точно не шакалим, поскольку, еще раз повторяю, все деньги, которое получает правозащитное сообщество, оно получает по грантам исключительно на конкурсной основе. Поэтому к посольствам это точно никак не имеет отношения. 

Также по теме
    Другие выпуски