Алексей Навальный: я требую отставки Якунина и раздам материалы про него даже проводницам поезда Москва–Киров

16/07/2013 - 21:24 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Накануне отъезда в Киров Алексей Навальный опубликовал очередное расследование. Теперь он требует отставки президента РЖД Владимира Якунина.

Глава РЖД Владимир Якунин подвергся третьей за это лето информационной атаке. Преподнёс её за два дня до оглашения собственного приговора Алексей Навальный. Он открыто обвинил Якунина в коррумпированности, а его родственников, включая двух сыновей, в создании сети офшоров и организации гостиничного и нефтяного бизнесов.

Разоблачающие семью документы Навальный направил во все силовые органы и, как признался в интервью ДОЖДЮ, намерен добиваться отставки президента РЖД. До этого Якунина уже увольняли – не блогеры, но информационные агентства, когда на правительственном бланке с пометкой «молния» разместили официальное сообщение об отставке.

После этого антиякунинская кампания продолжилась серией публикаций о дачном кооперативе Акулинино. Откуда у Навального новые разоблачения? Об этом он рассказал нашему обозревателю Антону Желнову.

Желнов: Волнующий всех вопрос, когда сегодня в ЖЖ увидели ссылку на это расследование. Не страшно ли накануне 18 числа?

Навальный: Снявши голову, по волосам не плачут. Я публиковал расследование про «Газпром», про «Транснефть», про «Роснефть» и так далее, поэтому мне теперь пугаться после всего Якунина абсолютно бесполезно и бессмысленно. Мало того, я специально сделал это именно до 18 числа, потому что расследование большое. Мы вскрыли огромную офшорную схему, и сейчас это просто на пределе наших возможностей. Мы все-таки не коммерческая организация, достаточно небольшая. Нам очень важно, чтобы к этому расследованию подключились журналисты, расследователи, люди, которые что-то знают, которым интересно покопаться. Мы хотим привлечь дополнительные ресурсы к этому расследованию в преддверии того, что, возможно, будет какой-то негативный сценарий.

Желнов: Вокруг Якунина в последнее время происходит много разных историй. Это и история с отставкой, и история Акулинино. И вообще, есть версия, что правительство поддерживает кандидатуру Александра Мишарина и его первого зама на пост главы РЖД. Видите ли в этом определенное совпадение?

Навальный: В любой схеме, особенно в таких закрытых властных схемах, которые в России, есть борьба бульдогов под ковром. Эти бульдоги жрут друг друга. Естественно, существует какой-то бульдог, который хочет съесть Якунина, и наоборот, те участники якунинской мафии, которые его отбивают. Поэтому что бы мы здесь ни делали, мы, конечно, будем кому-то помогать, кому-то мешать. Нам в этом смысле совершенно наплевать. Та коррупция, которая существует вокруг Якунина, настолько очевидна, что ее просто невозможно не замечать. Тот образ жизни, который он ведет, с этим знаменитым поместьем в Акулинино, и стоимость этого поместья настолько непропорциональна его даже очень большой зарплате, что мы с удовольствием занялись этим всем, когда пошли первые публикации про эти все шубохранилища и всякое такое.

Желнов: Но все равно вы вписались в этот общий антиякунинский контекст, не вами сформированный изначально. Вы интересовались, когда делали собственное расследование, кто провел ту лжеотставку, кто начал историю с Акулинино, поскольку она была размещена, по-моему, на ресурсе «Яплакал», это был какой-то из строителей, совершенно неожиданно как-то появилось. Вы этим интересовались, почему все это началось до вас?

Навальный: Не интересовался, и нам это совершенно неинтересно. Началось и началось, нам совершенно наплевать. Действительно, первая информация об Акулинино появилась на ресурсе «Яплакал». Я был один из тех людей, которые ее достаточно быстро перепостил в своем блоге. После этого сотрудники фонда борьбы с коррупцией выходили дважды на место, делали обмеры этой дачи. Мы единственные, кто имеет точную, с привязкой к GPS-координатам границы площадки, фотографии и так далее. Мы это делаем, потому что это положено делать. А кто там заказал Якунина или не заказал, нам совершенно на это наплевать.

Желнов: Но вы же понимаете, что можете на это интриге сыграть.

Навальный: Именно поэтому мы требуем отставки Якунина. Если каким-то образом сложатся силы, что кто-то каким-то образом будет способствовать этой отставке, это хорошо. Точно так же, как я требовал отставки Вайнштока, Токарева в «Транснефти», Сечина в «Роснефти» и так далее.  Если появятся какие-то люди, которые этому будут способствовать, это замечательно, но участвовать в какой-то непонятной интриге, нам неинтересно.

Желнов: Почему решили заниматься этим, хотя, насколько я знаю, вы любите эксклюзивы. Вы сами начинаете тему и сами доводите ее до конца. Здесь как бы вы оказались не посредником, но третьим в этой цепочке. До вас были «Ведомости» и еще этот строитель.

Навальный: У нас были эксклюзивы. Это же штука такая. Как работают журналисты? Какой-то строитель опубликовал фотографии, после чего все журналисты перевешивают эти фотографии и вешают свои материалы и называют их эксклюзивными, Мы работаем совсем по-другому. Сотрудники фонда борьбы с коррупцией выехали на место, взяли приборы для GPS-трафика, обмеряли это все, сфотографировали, после этого мы запросили выписки из реестров, и на эти фирмы, которые там были замечены. Мы запросили все данные земельного кадастра, мы узнали, кому принадлежит самозахваченная земля рядом. Мы занимаемся юридической работой, и, к сожалению, иногда мы вынуждены заниматься и полевой работой, выходить на место. Но этого кроме нас никто не делает. То, что сделали тогда мы  с этим расследованием непосредственно, изучение физических границ участка Якунина и фиксацией того, что именно Якунин живет на этой даче, никто до нас не сделал. А если бы и сделал, то это просто прекрасно, потому что, как я сказал, офшорная империя Якунина настолько велика, что это находится за пределами наших возможностей изучить и проанализировать это все. И мы будем рады любой помощи. Если мы посмотрим на эту схему, вот здесь Акулинино. Элементарный запрос в кадастровую палату дает первую кипрскую компанию. Запрос к кипрскому регистратору дает панамскую компанию. Это мы сделали в течение недели. У нас были материалы до того, как их кто-то опубликовал, просто нам не имело смысла публиковать маленькую часть до того, как опубликовать все. Дальше из этой маленькой схемы мы начали раскручивать всю, и сегодня мы опубликовали то, чего достигли на сегодняшний день. Дальше будет гораздо больше, просто нам уже сложно это делать, и мы хотели бы, чтобы и другие – журналисты, расследователи, просто любопытные люди – помогали нам в этом.

Желнов: А как давно вы начали это расследование?

Навальный: Мы начали это расследование с того момента, когда появилась первая новость, наши сотрудники выехали на место и пришли сюда, сказали, что это потрясающее воображение объект.

Желнов: Вы про Акулинино сейчас?

Навальный: Про Акулинино. Репортаж, как ходили, тоже доступен в моем блоге. Но вот до сегодняшнего момента мы все это раскручивали, непосредственно работали с базами два человека. Все, что сделано, взято из открытых источников.

Желнов: Вы с самим Якуниным пробовали связаться?

Навальный: Многие называют деятельность, которую мы ведем, близкой к журналистике, но я бы сказал, это просто от плачевного состояния нашей журналистики. Журналисты должны этим заниматься, а не мы. Но у нас нет необходимости связываться с Якуниным, получать тот смешной комментарий, который сегодня Якунин распространил в СМИ, что это расследование связано с эффективной работой РЖД. Какой комментарий на этот счет может дать старший сын Якунина, младший сын Якунина, жена Якунина?

Желнов: Ну, вот с ним связаться пробовали?

Навальный: Нет. Нам неинтересно. Это вы должны делать. Вот если вы это сделаете, будет отлично. Нам это даже неинтересно.

Желнов: Если говорить об Акулинино, вам удалось вскрыть еще какие-то факты, может быть, глубже раскопать, чем это сделали «Ведомости» до вас.

Навальный: Конечно. Собственно говоря, что сделали «Ведомости»? Они молодцы, что сделали, они установили соседей. Просто взяли справки из реестра, которые мы тоже запросили по всему поселку, и увидели, кому принадлежат еще дома. Но мы, например, установили занятные вещи, что некоторые из этих соседей  - руководитель «Транснефти» Токарев, руководитель «Ростехнологии» Чемезов, бывший губернатор Самарской области и бывший подчиненный Чемезова Артяков. Они вместе с Якуниным учредили специальную фирму, которая называется «Геленджикский курортный комплекс». Там они построили специальный причал. Им принадлежит в центре Геленджика в отличном месте много недвижимости и так далее. То есть мы установили, что это не просто соседи, это уже родственные связи. Это такая классическая итальянская мафия.

Желнов: Не кажется ли вам, что, как и в ситуации с Cosa Nostra, условно говоря, вы романтизируете  все эти группировки?

Навальный: Что касается романтизации, я не думаю, что когда я называю мафией и, может быть, даже романтизирую образ этих людей… Когда мы будем делать газету на эту тему, мы будем использовать русское слово «жулики». Сегодня мы заявили о том, что мы сделаем специальную газету, мы поэкспериментируем на тему того, что сделаем спецлистовки для сотрудников РЖД, будем их раздавать проводникам поездов дальнего следования. Это люди, которые проводят много времени в дороге, они много общаются с другими людьми. Я уверен, что у сотрудников РЖД это произведет очень большое впечатление.

Желнов: Вы завтра поедете как раз на поезде РЖД в Киров. Какие предчувствия, мысли? О чем будете в поезде думать?

Навальный: Я буду совершенно точно – и я, и большое число людей, которое со мной едет – не упустим этот шанс пообщаться со всеми проводницами и рассказать про эту схему, раздать какие-то агитационные материалы. Я много времени в поездах провожу, РЖД у нас монополист, это всегда поезда РЖД. Никаких специальных мыслей, веселых или грустных, у меня не будет. Я продолжу свою работу.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Другие выпуски