Александр Велединский: «Надеемся, что прокатная судьба «Географ глобус пропил» станет переломной для российского кино»

11/06/2013 - 19:47 (по МСК) Никита Белоголовцев
В гостях режиссер и автор сценария картины "Географ глобус пропил"  Александр Велединский. 
Белоголовцев: Поздравляю вас с огромным успехом фильма на «Кинотавре», потому что и гран-при на фестивале, и лучшая мужская роль у Хабенского, приз за лучшую музыку имени Таривердиева.

Велединский: И от прокатчиков ещё, что важно.

Белоголовцев: Скажите, насколько ожидаемо или неожиданно то, как хорошо фильм приняли на «Кинотавре»?

Велединский: Мы понимали, что это хорошая картина. Но такого успеха мы не ожидали, для нас это тоже был шок. Приятный шок, не скрою. Когда шёл показ, я сам картину не смотрел, я никогда не смотрю на премьерах свои фильмы, я сидел в номере и посылал Косте Хабенскому СМС-ки, он комментировал, какая сцена и как реагируют зрители. Потом стали вдруг приходить СМС-ки от других моих товарищей, продюсеров, актёров, режиссёров. Они такие СМС-ки писали, которые лучше в эфире не озвучивать, но они были очень искренние. И я стал немножко приходить в себя, как положено, я подошёл к закрытию к дверям кинотеатра, когда народ выходил, чтобы выслушать всё плохое и хорошее, что мне могут сказать. В общем, плохого никто не сказал.

Белоголовцев: Ваше кино, скажу честно, я пока его ещё не видел, потому что на «Кинотавре», как и подавляющее большинство наших зрителей, не был. О вашем фильме пишут, что он не совсем характерен для гран-при, потому что это в хорошем смысле массовое кино, то есть не фестивальный фильм. На «Кинотавре» такие никогда не выигрывали. Насколько вы согласен с такой оценкой?

Велединский: Я не знаю, насколько это фестивальное или нефестивальное. Я всегда делаю кино для зрителей. Просто к нам, пока мы были там, после просмотра фильма подошло с десяток отборщиков фестивалей западных и из Южной Америки, с Азии, и российские, даже из «большой тройки», видимо, в конкурс мы не попадём всё равно, просто потому что после «Кинотавра» не берут. И все хотят этот фильм. Я удивлен, что его считают нефестивальным. То, что это для массового зрителя, это прекрасно. Это здорово, если это удалось, удалось достучаться до разных людей. А именно разные люди подходили с поздравлениями, разных вкусов. В жюри и Люба Аркус была, журнал «Сеанс», и актёры – Толя Белый, Вика Толстоганова, Антон Долин, Потеенко. То есть это тоже люди с разными вкусами, и когда они единогласно голосовали за эту картину, я думаю, что никто ещё не разобрался, и я в том числе.

Белоголовцев: Главный вопрос: когда можно будет разобраться, когда смотреть?

Велединский: Смотреть надо будет в октябре месяце, он выйдет в прокат. Но там уже будет двигать продюсер. Будут двигать в плюс-минус, чтобы не попасть в какую-то ещё серьёзную картину и не слишком иметь конкуренцию.

Белоголовцев: А почему такой разрыв? Чтобы не премьерить летом, не попадать в мёртвый сезон?

Велединский: Лето считается мёртвым сезоном, сентябрь тоже не совсем выгоден. И потом надо фильм накатать, прокатать на фестивалях, мы будем ездить по другим городам. Послезавтра я еду в Иваново, там будем показывать картину, и так по всем городам, кто нас позовёт, где нас ждут, мы приедем, покажем фильм предварительный. Обязательно в Перми, мы снимали картину в Перми. Я думаю, что обязательно будет премьера в этом городе, потому что 30 человек детей снимались из Перми там. Потом уже до Москвы.

Белоголовцев: Очень много говорят о Константине Хабенском, об исполнителе главной роли, о лучшем исполнителе главной роли по версии жюри «Кинотавра». Оценка, которую я у разных людей встречал, примерно таким образом была сформулирована: пожалуй, эта роль, этот образ, амплуа сейчас наиболее подходит Хабенскому. Насколько вы согласны с такой фразой критиков?

Велединский: Именно, что наиболее подходит сейчас, я не согласен. Я думаю, что Костя подошёл не просто ответственно к этой роли, но и с большой любовью. Он, как это на профессиональном сленге у нас говорится, вскрылся. Он вскрылся, реально вскрылся, делая эту роль. Он очень много предлагал, он себя не щадил он никогда не капризничал. Он вообще такой человек закрытый, интервью не очень любит давать, но он очень честный. Он друг, он стоит горой за картину, за роль, очень послушный при этом человек и очень много предлагает. Мне за счастье было работать, кроме всего прочего, что счастье работать с ним было, это ещё моё человеческое приобретение, что у меня появился такой хороший друг, как Константин.

Белоголовцев: Насколько сложно или просто было работать, учитывая, что это экранизация? Наверное, можно назвать так.

Велединский: В общем, это экранизация по мотивам. Для экранизации писать сценарий, наверное, всегда легче. Это моя третья экранизация, был ещё Эдуард Лимонов фильм «Русское», Пьецуху я делал, короткометражный фильм. В экранизации всегда есть опора, с другой стороны и легче всегда, есть возможность опереться на сам роман, на книгу. Поскольку это по мотивам, мы действие перенесли в наше время, лишились многих персонажей, убрали линии. Алексей Иванов сразу нам сказал, автор романа «Географ глобус пропил», сказал: «Вы делайте, что хотите с этим, это ваше кино, это моя книга». Но после призов мы с Лешей созванивались, он нас благодарил, говорил спасибо. «Мне точно понравится», - он сказал.

Белоголовцев: А он тоже не видел?

Велединский: Не видел ещё, конечно, я волнуюсь, как он воспримет картину, но ему уже понравился трейлер, ему очень нравится Костя. Он был у нас на съёмках, он очень хороший человек и замечательный писатель.

Белоголовцев: Насколько это давит, не давит? Потому что здесь же мы говорим о довольно известном литературном произведении, ну буду говорить культовым, но достаточно популярном.

Велединский: Эта некая ответственность, представляя картину, я сказал, что большие ожидания порой приводят к большим разочарованиям, расслабьтесь и просто кино посмотрите. Подходили после картины и говорили, что дух картины сохранён, персонаж, хоть мы его увеличили на 0 лет в возрасте по сравнению с романным, это было изначально и Лёша Иванов это принял. Поэтому я думаю, что мы абсолютно правильно поступили.

Белоголовцев: Насколько для вас, как для режиссёра, важен коммерческий успех, коммерческая судьба фильма в октябре?

Велединский: Я думаю, что для всех важен. Кто бы вам что бы ни говорил, что не важен коммерческий успех, это чушь полная и враньё. Потому что все хотят успеха, все хотят успеха коммерческого. И здорово, когда так совпадает, что ты попадаешь в нужное время, в нужное место, и ожидание такого героя, видимо, совпали. Наши ощущения каким-то образом совпали, опять же я говорю, с разными людьми, которые, например, терпеть не могут зрительское кино, и они были просто поражены. И это здорово. Все хотят успеха. Другое дело, что есть дешёвый успех. Эта картина, я надеюсь, содержательная. Я не буду к себе и к нашей картине употреблять другие эпитеты, но эта картина содержательная на 100%. Там есть, над чем и посмеяться, и поплакать, ну и подумать.

Белоголовцев: В последнее время очень много говорят о том, что русское кино может собирать кассу и быть коммерчески успешным либо если оно предельно лёгкое, простое, комедийное, при этом звёздное желательное, либо оно максимально пафосное, как условный Харламов, вне зависимости, нравится или не нравится фильм. А здесь получается ситуация, когда фильм и на «Кинотавре» отлично выступает, и многие видят в нём коммерческий потенциал. Это же, наверное, будет важная история, если «Географ глобус пропил» отобьётся и заработает?

Велединский: Мы на это очень надеемся и рассчитываем. Как ко мне подходили прокатчики, критики и просто коллеги и говорили, что действительно какой-то перелом произошёл, что очень рассчитывают на эту картину. После неё люди выходили, Костя Шавловский из журнала «Сеанс» подошёл ко мне и сказал: «Ты знаешь, хочется жить в этой стране и сейчас после фильма». А это очень умный журнал «Сеанс», лучший журнал про кино, наверное, сегодня. То есть он несет людям какую-то надежду. В этом смысле произошло, что-то произошло. Мы сами ещё не можем понять. Прошло 3 дня, я ещё сам оценить это не могу до конца. Но прокатчики счастливы, говорят: «Вот, оно русское кино, вот такое кино мы готовы прокатывать». Они предлагают невероятное количество копий для проката. Мы не ожидали этого абсолютно.

Другие выпуски