Александр Починок: те, кто начал работать в 2000-е, будут жить долго, но бедно

20/03/2013 - 18:01 (по МСК) Мария Макеева

Профессор Высшей школы экономики Александр Починок рассказал о тонкостях пенсионной реформы.

Макеева: Говорить мы будем на самую увлекательную тему – о пенсиях.

Починок: Ой, самая страшная тема.

Макеева: Старость наступит не так не скоро, как многим это кажется. И держать деньги на кипрских счетах – это не выход. Сколько нам лет уже говорят, что сейчас наконец-то образуется прозрачная система, и будет понятно, каким образом выстраивается пенсия россиян. Сегодня в очередной раз вице-премьер Ольга Голодец с утра сказал, что буквально сегодня ожидает от Минтруда новую пенсионную формулу – три части: базовая, страховая, накопительная, и только за базовую часть будет отвечать федеральный бюджет. Как вам вся эта история?

Починок: Во-первых, та формула, которую сегодня внесут, она не самая плохая из того, что может быть. Но практический вывод – ничего менять не стоит. Объясняю, почему. Мы запустили 10 лет назад новый вариант пенсионной реформы. Да, он получился половинчатый, можно было добиваться более жёсткой привязки по накопительной части, но получилось то, что получилось. Первое правило – туда лезть не надо, система должна работать десятилетиями. Вы выращиваете не что-то быстрорастущее, как парниковые огурцы, вы выращиваете пенсии, они создаются 30-40 лет минимум. Поэтому каждый год менять правила игры бессмысленно. Это напоминает плохой анекдот про вьетнамца и картошку.

Второе правило – нельзя требовать от системы больше, чем она может дать. В чём был плюс той системы, которая есть? У человека на счетах накапливаются пенсионные права, измеряемые в рублях, и он чётко знает, сколько денег у него накопилось пенсионного капитала. Потом решили, что нет, пенсии растут медленно, поэтому давайте увеличим выплаты. Мы провели реализацию, индексировали пенсию. Модно ругать пенсионную систему, но у нас всё-таки темпы роста пенсии некоторые годы были самыми высокими в мире. По 40% в год не увеличивал никто, это реальность. Но естественно в системе возник дефицит. Почему? Опять-таки просто – если вы заставляете систему выплатить больше денег, чем там есть, возникает дырка. Нужны были серьёзные вливания из федерального бюджета. Если государство решает, что надо платить больше пенсии, а их надо больше платить, за это должно платить государство.

Теперь говорят: «Нет. Давайте мы попробуем сбалансировать с уменьшением доли государства», и государство поставили ответственным только за базовую часть. Можно сделать? Можно, но при этом получается, что при этом нельзя сказать, какая будет пенсия у меня, у вас, у зрителей завтра, послезавтра. Потому что по новой формуле будут считаться баллы. То есть вы узнаете жизнеутверждающую новость, что у вас на счёте, например, 19,6 балла. Сколько баллы стоят в деньгах, вы будете узнавать каждый год к 1 апреля на следующий год.

Макеева: 1 апреля – это дата специально выбрана так?

Починок: Это историческая такая дата, но пока в документах Минтруда это 1 апреля. Может, кто-то посмеётся, кто-то поплачет, потому что сумма будет зависеть от того, сколько денег поступило в систему, эти деньги сопоставят с количеством накопленных баллов, которые есть, поделят, и получится реальная сумма пенсии. Кто-то от этого выиграет, на самом деле в выигрыше довольно многие. Выиграют те, у кого большой стаж, потому что будут прибавляться баллы за стаж работы. И это хорошо для тех, кто не успел накопить пенсии, кто работал при СССР, кто работал в 90-ые годы, скажем. Действительно для них очень важно дополнительно увеличивать пенсии, они реально не успели их наработать.

А кто в относительном проигрыше – это те, кто работает сейчас, и у кого пристроенная зарплата сейчас, потому что фактически происходит перераспределение средств от них к тем, длинный стаж. Вот такой выигрыш. Немного спасена накопительная система, её предлагали вообще уничтожить. Она остаётся, слава Богу, но, на мой взгляд, в недостаточной форме. Потому что молодому поколению нужно честно сказать: ребята, хотите зарабатывать на пенсию – давайте копите деньги и помогайте государству всячески копить деньги. Поймите, это две разные проблемы. Нынешним пенсионерам, тем, кто сейчас выходит на пенсию, нужно платить из федерального бюджета, им невозможно было накопить деньги. А молодёжи надеяться, как на Кипре, свесив ножки на облачке, и ждать, что им сама по себе сформируется пенсия, не получится.

Макеева: Или копить деньги для себя – другой вариант.

Починок: Первое – платить налоги, но второе – самое главное – копить деньги для себя. Ещё раз напомню самые простые цифры – сейчас почти два работающих на одного пенсионера, а  в 2031-2032 году будет один работающий – один пенсионер. Что хотите - делайте, в этих условиях солидарная система физически не обеспечит пристойные пенсии, надо будет копить.

Макеева: Сейчас такое ощущение складывается, что в принципе вся система, все усилия в этом направлении направлены на то, чтобы обеспечить пенсиями тех, кто их должен получать сейчас или тех, кто вот-вот начнёт получать.  А на то, чтобы работать на будущее, совсем сил не остаётся.

Починок: Логично так, потому что действительно за невыплату пенсии сейчас ругают, и задача чиновника – это заткнуть текущую дырку. Текущие дырки более-менее всё-таки затыкаются, мы сейчас тратим на пенсии уже половину доходов бюджетной системы страны, пенсии мы стараемся повышать. Другое дело, что они всё равно примерно маленькие.

Макеева: Разговор о пенсии – неприятный разговор. Не хочется думать про то, когда это будет…

Починок: Надо думать.

Макеева: Но если правительство скажет молодым людям: «Знаете, дорогие товарищи, у нас будет как в Китае. Заботьтесь о себе сами». Это вызовет негативную реакцию, или молодые люди скажут: «Окей, хотя бы честно сказали», и пойдут работать?

Починок: Это вызовет негативную реакцию, во-первых. Во-вторых, это противоречит нашей Конституции. В-третьих, есть огромное количество людей, которые не в состоянии, даже если очень захотят, накопить на пенсию. Многие работают на бюджетных должностях, на которых зарплата чрезвычайно маленькая, и  с неё пенсия не получается. Есть многодетные матери, есть инвалиды, мы социальное государство, и социальные пенсии должны быть всегда. Но молодёжи, работающей, с руками и головой, нужно сказать: «Ребята, демография говорит неотвратимо, если предыдущее поколение жило у нас в среднем около 70 лет, то статистика показывает, что за это столетие продолжительность жизни увеличится на 16-18 лет. Дорогие мои, вы должны рассчитывать на то, что период, когда вы будете на пенсии, а возраст дожития будет около 85-90, вам придётся прожить на пенсии не те 15 лет, как предыдущее поколение, а 25 лет».

Макеева: То есть вы позже умрёте, и это плохие новости?

Починок: Нет, это хорошие новости, только вам придётся накопить деньги, потому что вам придётся 25 лет в среднем жить на пенсии. За это время вам можно получать дополнительное образование, объезжать мир, что-то строить, лечиться. Поэтому планируйте длинную жизнь, это важно.

Макеева: Что может сделать человек с нашим уровнем финансовой грамотности, и это не упрёк, чтобы сейчас начинать думать об этом?

Починок: Вот я всегда говорил, что надо вводить курс основ финансовой грамотности в школах и в ВУЗах и подробно рассказывать. Что делать? Посмотрите, какую доходность дают средства на депозитах в банках, сколько можно заработать, если пробовать выкладывать недвижимость даже через ипотечную схему, что дают страховые компании, что даёт негосударственный пенсионный фонд, и выберите лучший вариант. Насядьте коллективом на вашего работодателя, чтобы он сделал корпоративную пенсионную программу, это очень важно, и посчитайте с карандашом, прикиньте, что лучше, и так и действуйте.

Макеева: Почему за все 2000-ые года, до кризиса 2008 года, не удалось привести эту систему в приличный вид? Кто из чиновников виноват в том, что это потерпело  в очередной раз сокрушительный крах?

Починок: Всё-таки сокрушительного провала не было. Себя не принято хвалить, как страну, но ситуация в пенсионной системе в России сегодня одна из лучших в мире.

Макеева: Так что же ее все время переделывают?

Починок: Потому что даже в этом случае, даже при том росте, который был за 2000-ые годы, этого было крайне недостаточно. Почему? Потому что всё время ссорились, делают шажочек влево – нет, давайте сделаем шажочек вправо. Ещё раз повторю: пенсия собирается 30, 40, 50 лет, именно поэтому нужно планировать на очень долгий срок. А к чиновникам можно найти очень много претензий, если я начну сейчас перечислять, что не доделано и не сделано за эти годы, нам с вами никакой самой длинной передачи не хватит.

Макеева: Что касается этой балльной системы, означает ли это, что теперь письма счастья пенсионного фонда будут приходить в виде – поздравляем вас, вы заработали 15,6 балла?

Починок: Именно так, вам будут приходить и письма от негосударственных пенсионных фондов, но те будут сообщать конкретные вещи, что у вас накоплено столько-то денег, они обязаны об этом говорить, сколько денег, сколько процентов, и каковы результаты инвестирования. По-моему, это лучше и справедливее.

Макеева: Даже приблизительно нельзя сказать, сколько будет составлять базовая часть пенсии, за которую будет отвечать государство?

Починок: Базовую очень легко посчитать – это нынешняя величина почти  3 700 рублей, умножаемый на уровень инфляции, по меньшей мере, на уровень инфляции. Мы всегда индексировали выше уровня инфляции, вот так и будет происходить.

Макеева: То есть государство гарантирует каждый месяц мне и вам 3 700 рублей?

Починок: Сейчас государство обеспечивает пенсию в районе 9 000 рублей. Если вы посмотрите в документах Минтруда, есть выход на 11 тысяч, на 15 тысяч, и оно рисует морковку человека, который работает 40 с лишним лет с максимальной зарплатой, и у него получается тысяч под 40 рублей в исторической перспективе. На самом деле будет ещё больше, но далеко не у всех.

Также по теме
    Другие выпуски