Александр Гольц, «Ежедневный журнал»: у властей была только одна альтернатива – не трогать Славянск, но это политическое самоубийство

02/05/2014 - 15:26 (по МСК) Павел Лобков

О спецоперации киевских властей в Славянске мы поговорили с замглавного редактора интернет‑издания «Ежедневный журнал» Александром Гольцем.

Лобков: Александр, скажите, какая сейчас военная обстановка в районе Славянска? Действительно ли можно назвать успешной активную операцию украинских сил, которая началась сегодня утром?

Гольц: Давайте скажем откровенно, что такая операция не может быть успешной нигде и никогда. Когда регулярная армия пытается установить контроль над пунктом, который обороняют типа гражданские люди с оружием в руках, симпатии всегда будут на стороне гражданских людей. И эти «гражданские» люди этим отлично пользуются. Вспомним американскую операцию в Сомали в начале 90-х. Здесь даже не вопрос в выучке войск, здесь то, что во власть стреляют из-за спин гражданского населения. И по определению, если вы откроете ответный огонь, если вы нанесете мощный удар, то все равно виноватыми будете вы.

Лобков: Господин Пономарев утверждает, что он дал команду мирному населению сидеть по квартирам и уйти в укрытие, тем не менее, на картинке, которая приходит из Славянска, мы видим, что есть перестрелки и на блокпостах. Пономарев сам себе противоречит, говоря о том, что есть убитые на блокпостах. Значит ли это, что его не слушаются…

Гольц: Нам рассказывают, что какая-то часть украинских войск заблокирована мирным населением. Кто-то ведь это население направил, правда?

Лобков: То есть получается, что когда нужно, эти люди выставляются в качестве мирного населения, когда это выгодно, когда они являются жертвами, а когда они выступают, они выставляются в качестве ополченцев?

Гольц: Абсолютно правильно. Так было, так происходит во всех конфликтах подобного рода. Я вспомнил Сомали и американцев, то же самое было с американцами в Ираке и в Афганистане, то же было с нами в Афганистане и в Чечне. Ситуация эта повторяется. Штука в том, что ни в каких условиях регулярная армия здесь выиграть не может. Начав эту операцию по понятным причинам, украинская власть сделала страшную ошибку.

Лобков: А был ли выход?

Гольц: Выход страшный на самом деле, никакой политик со мной не согласится, но выход был в том, чтобы оставить эти захваченные так называемыми сторонниками федерализации, сепаратистами или пророссийскими националистами, Бог знает, как их можно называть, области, оставить их как есть, не пытаться установить над этими районами контроль, ну живите, как можете, и сохранить остальную часть Украины. Это страшный выбор. Тот, кто сделает этот выбор, будет политическим камикадзе, ему это будут поминать до конца жизни.

Лобков: Сегодняшние данные о том, что ополченцам удалось сбить два, а, возможно, три, и Пономарев оговорился, возможно, даже четыре вертолета из ПЗРК, о происхождении которых Пономарев не говорил. Значит ли это, что есть серьезная военная помощь со стороны других государств?

Гольц: ПЗРК не появляются из неоткуда, они не хранятся в отделениях милиции, они не хранятся в учреждениях СБУ или ФСБ. Это армейское оружие. Я вас уверяю, научиться им пользоваться тоже требует ну не очень много, но некоторого времени. Так что мы можем констатировать удивительную подготовленность тех, кто именует себя ополченцами.

Лобков: Командующий Национальной гвардией Степан Полторак заявил, что профессиональными действиями Национальной гвардией Украины Славянск практически отчищен от террористов – так называются повстанцы, ополченцы и так далее. Что это значит? Что на какой-то стадии операцию решили признать удачной, свернуть и ретироваться?

Гольц: Коль скоро этот самый самоназванный мэр Славянска дает интервью ДОЖДЮ, похоже, что не совсем очищен город. Похоже, что это заявление – еще одна часть информационной войны. Но мы же видим, что каждый врет, как может, пытаясь убедить окружающих в собственной правоте и сбить волю противника к борьбе.

Лобков: То, что буквально за несколько дней федеральные каналы уже точно знали, что операция начнется 2 мая, и 2 мая она началась, значит ли это, что фактически в Министерстве обороны Украины, в Службе безопасности Украины есть мощные каналы утечки информации, фактически все решения, которые там принимаются, тут же становятся известны Москве и используются в пропагандистских целях?

Гольц: Нет никаких сомнений, что такие каналы существуют. Нет никаких сомнений, что значительная часть украинских силовиков, мягко говоря, не испытывают симпатии к нынешним киевским властям и действуют назло и вопреки им. 

Другие выпуски