Александр Ф. Скляр перепел лозунги «Спутника и Погрома»

24/09/2014 - 23:47 (по МСК) Анна Монгайт

О том, как политика влияет на искусство, поговорили с главным редактором портала Zvuki.ru Софьей Соколовой.

Софья Соколова о новой песне Скляра про Новороссию: в этой песне есть две четкие аллюзии к совершенному другому медиаисточнику, который не принято цитировать в приличных кругах, — это «Спутник и погром», именно оттуда распространяется знаменитые «300 стрелков» и «русские своих не бросают». Я тут увидела не ответ Макаревичу, а поэтическое продолжение известных публикаций. Я скорее здесь увидела отработку социальных ожиданий известной части общества.

Монгайт: Действительно ли современная политическая ситуация расколола, в том числе и мир музыки, и мир рок-музыки?

Соколова: Полагаю, да. Действительно поляризованный наш мир производит огромное количество антивоенных песен, вы абсолютно верно сказали, что сейчас Андрей Макаревич предельно конкретно высказался относительно войны с Украиной, можно так сказать. Было очевидно, что рано или поздно появится кто-то, кто будет по другую сторону этой виртуальной баррикады. На самом деле мне ужасно жаль, что это именно Александр Скляр, не в последнюю очередь именно потому, что именно Александр в свое время получил образование дипломата, и не в последнюю очередь потому, что именно ему принадлежат знаменитые песни «Это провокация» и гениальный кавер на Вертинского.

Монгайт: Если я не ошибаюсь, он работал в Северной Корее, да?

Соколова: Да. Для меня самой это большое недоумение и какой-то собственный внутренний конфликт, потому что я всегда считала Сашу человеком более чем здравым, а сейчас я вижу, что он подался какой-то романтике военного времени. Полностью подался очарованию соцзаказа, что для человека, который начинал свою карьеру в перестроечное время, с его абсолютно аналогичным цинизмом и очень похожей риторикой, как минимум, странно. Это очарование мне кажется немножечко несвойственным тому поколению людей. Поэтому я сейчас очень удивлена, если честно.

Монгайт: Говорят, что эта песня – ответ прям Макаревичу, почувствовали ли вы это или нет, на песню «Наша страна сошла с ума»?

Соколова: «Моя страна сошла с ума», она не так называется, но в ней есть этот рефрен. Я бы хотела обратить внимание, что в этой песне есть две очень четких аллюзии совершенно к другому медийному источнику, который не принято особенно цитировать, что называется, в приличных кругах, тем не менее, это «Спутник и погром». Именно оттуда пошло распространяться знаменитое «300 стрелков», хорошая такая, очень яркая и образная цитата, и «русские своих не бросают», которая мы тоже знаем, откуда взялась.

Поэтому я бы, скорее, здесь видела не ответ Макаревичу, а некоторое продолжение, даже не полемическое, а, скорее, поэтическое продолжение известных публикаций.  В этом смысле я бы, скорее, видела в этой песне некоторую отработку некоторых социальных ожиданий известной части общества.

Монгайт: Можно сказать, что Александр придерживается каких-то националистических взглядов, если вы ощутили такие аллюзии к «Спутнику и погрому»?

Соколова: Он в марте принимал участие в знаменитом концерте в Крыму, который прошел по итогам референдума, поэтому в этом событии нет ничего нового. Концерт проходил в Севастополе, это было в марте. В общем, не было удивительно, что так или иначе он на это отреагировал живо, эмоционально и именно как социальное существо. Но я, скорее, удивляюсь, увидев, что он что-то написал.

Я сейчас не буду говорить о музыкальной составляющей этого произведения, потому что, с моей точки зрения, оно в принципе довольно банально, как, кстати, банальна песня Макаревича. Это, скорее, песня-агитка, их художественная ценность изначально всегда достаточно низкая. Я, скорее, говорю о том, что люди, которые сейчас пишут песни, либо пишут их действительно, подавшись обаянию романтике войны, либо подавшись, наоборот, какому-то порыву, негодованию другой природы. Оценивать это, хорошо это или плохо, я даже не берусь, потому что слишком мне близки и одинаково в чем-то понятны и те, и другие.

Монгайт: Меня поразило в этой песне слово «предатели». Есть какие-то границы, за которые когда переходят, уже трудно вернуться. Есть ли это ощущение у вас?

Соколова: У меня есть ощущение, что границы все уже достаточно давно перешлись. Сейчас все друг другу много всего резкого наговорили, но самое ужасное, что именно эти слова, которые для людей творческих остаются не более чем слова, для остальных они становятся призывом к совершенно реальным действиям, реальным призывом взять в руки оружие.

Вы только что зачитывали новости о том, что, кажется, у нас перемирие, возможно, Александр опоздал с мастерингом или с записью, не знаю, сколько он времени этим занимался, может быть, в марте как раз и занимался. Но, так или иначе, либо его песня опоздала, либо его песня вполне может дать новый толчок агрессии в рядах. Вполне возможно, что именно эта песня может стать дальше каким-то своеобразным гимном людей, которые посчитают нужным заново отправиться повоевать. Это меня очень заботит, потому что не надо недооценивать силу художественного слова.

Монгайт: Получается, что концерты Макаревича или Арбениной сейчас повсеместно отменяются даже провокационно, без всяких объяснений. Отменили концерт, который должен был быть 28 числа в Петербурге. А в это время песню Скляра опубликовало агентство «Россия сегодня», которое вообще публикацией песен и рассказами про песни не занимается. Может быть, к нему будет теперь открыта дорога повсеместно.

Соколова: Я уверена, что они сейчас от счастья ходят по потолку, потому что все это время их никто из явно неангажированных людей не поддерживал. Мне очень трудно заподозрить Скляра в ангажированности. Я, скорее, его заподозриваю в очарованности. До этого времени все, что производилось, было сделано настолько плохо, насколько может быть сделан плохо и топорно купленный продукт, купленный у не самых талантливых, не самых творчески одаренных людей.

А вот сейчас они получили гигантский подарок, они получили человека, который умеет писать четко, емко и точно, который известен в рокерских кругах инди-рокерских кругах своим хорошим вкусом. Я  полагаю, что сегодня у агентства «Россия сегодня» большой праздник.

Монгайт: То есть дальше мы увидим Александра Ф. Скляра на Дне милиции?

Соколова: Это ничего не значит, потому что буквально завтра, послезавтра… Понимаете, музыкантам, по большому счету, если совсем честно, им нужна какая-то благодарная публика, они далеко не всегда вникают в какие-то тонкости. Конечно же, Александр – это исключение, потому что да, у Саши соответствующее образование и соответствующий бекграунд. Но я подчеркиваю, что очень часто музыкант может быть просто подвержен какому-то влиянию именно романтического момента. Это не надо недооценивать. 

Другие выпуски