5 миллионов рублей штрафа за «фанеру»: Госдума научит попсу петь

20/06/2013 - 22:21 (по МСК) Дмитрий Казнин, Мария Макеева

Штраф 5 миллионов рублей за пение под фонограмму. Такое наказание предусматривает за обман зрителей новый законопроект, который внесён на рассмотрение в Госдуму. Если он будет принят, то любителям «фанеры» придётся сообщать об этом в афишах, а посетители концерта получат право требовать свои деньги обратно.

Аналогичный закон неоднократно инициировала Московская Городская дума и лично депутат Андрей Ковалёв (по совместительству – певец). Но новый законопроект коснётся уже певцов по всей стране. Как отнеслись к предложению депутатов российские поп‑звёзды, узнала Екатерина Базанова.

Базанова: Одним из авторов закона стала член думского комитета Госдумы, которая хорошо знакома с живым звуком, солистка Мариинского театра Мария Максакова. Если документ будет принят, то серьезные изменения ждут закон «О рекламе», «Закон о защите прав граждан», а также кодекс административных правонарушений.

Любителям фонограммы вовсе не обязательно уходить со сцены, просто о «фанере нужно будет сообщить на афишах, в любой рекламе и в местах продажи билетов». Если зрители будут любить тебя и безголосого, пожалуйста, продолжай петь дальше. За нарушение закона предусмотрены большие штрафы. За непредоставление информации о фонограмме – 100 тыс. рублей для должностного лица и до миллиона для юридического. Для рецидивистов штраф увеличивается до пяти миллионов рублей. Вычислить «фанерщиков» достаточно легко. И вот такие выступления, в случае принятия закона, будут стоить для певцов крайне дорого.

Российская эстрада подсела на фонограмму еще во времена Брежнева, когда никаких экспромтов на концертах не терпели и предпочитали записать исполнителей заранее. Теперь же в массовом сознании певцы, открывающие на сцене рот под запись, – это рядовое явление. Зрители приходят в неописуемый восторг, когда вдруг осознают, что их кумир поет вживую. Хотя за что тогда платят поклонники? За право издалека увидеть на сцене прыгающую фигурку? Фонограмма, например, под полным  запретом в Китае, Азербайджане и Туркмении. Для нашей эстрады «расфанеривание», если его все же решат провести, будет проходить болезненно. Это можно заключить даже из ответа Димы Билана, который сам предпочитает петь вживую, но осуждать коллег публично не хочет.

Дмитрий Билан, певец: Я поддерживаю правила по возможности всегда работать живьем, но это не значит, что я должен быть абсолютно категоричным и сразу сказать: «О, да, давайте будем поступать именно так, потому что я живу в этом ключе». Должно быть честным, может быть, тогда отношение к людям, которые тратят свою жизнь и свое здоровье, будет какое-то другое отношение. Многим зрителям, в принципе, неважно, человек поет живьем или нет. Главное – увидеть, например, его, он здесь и сейчас.

Пока за принятие закона о запрете фанеры выступила только одна российская поп-звезда (она, правда, поддерживает почти все инициативы Госдумы) – это певица Валерия. «Если артист не способен петь живьем, он должен перестать это делать», - гордо заявила она журналистам.

Другие выпуски